Культурный архетип

Концепция культурных архетипов была предложена К. Г. Юнгом и основывается на его идеях аналитической психологии, а также на культурно-исторической теории Л. С. Выготского и др.

Центральным моментом аналитической психологии швейцарского психиатра и теоретика культуры Карла Густава Юнга (1883-1969 гг.) является положение о том, что помимо индивидуального подсознательного существует также коллективное бессознательное как отражение опыта предыдущих поколений, воплощенного в архетипах – общечеловеческих первообразах. По Юнгу, коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биологическим путем.

Бессознательное непрерывно производит символы, значение которых шире индивидуального опыта. Это образцы поведения, или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие стереотипам сознательной деятельности человека.

Архетипы (буквально: «предшествующая форма») – это своеобразные формы постижения мира, некие вневременные схемы, в соответствии с которыми формируются мысли и чувства людей. Они задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности или попадании человека под влиянием непреодолимых жизненных препятствий в ситуацию внутреннего конфликта.

Самой древней, исходной формой психического опыта является миф, поэтому все архетипы так или иначе связаны с мифологическими образами и переживаниями. Миф дает человеку чувство единения с первоосновами жизни, приводит душу к согласию с ее бессознательными архетипами. Юнг считал, что именно архетипы дарят человеку вдохновение и являются источником творческой энергии. В искусстве и религии архетипические образы находят адекватное культурно-символическое выражение.

Интересно
Итак, архетипы – это архаические культурные первообразы, представления-символы о человеке, его месте в мире и обществе; нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей. Это глубинные культурные установки «коллективного бессознательного», с величайшим трудом поддающиеся изменению. Их характерными чертами выступают устойчивость и неосознанность.

Содержания коллективного бессознательного никогда не находились в сознании, таким образом, никогда не приобретались индивидуально; они обязаны своим существованием исключительно наследственности.

Культурные архетипы дают о себе знать во всех сферах жизнедеятельности человека, но более всего они проявляются в его повседневной жизни как адаптация человека к окружающей реальности. Поскольку архетипы недоступны непосредственному наблюдению, то изучать их можно лишь путем реконструкции влияния этой реальности (географической, геополитической, хозяйственной, социальной, политической, религиозной, культурной и т. п.) на их формирование.

Сравнивая менталитет и архетип, можно сделать следующие выводы:

  • и то и другое являют собой групповые образы, представления людей о мире и о себе;
  • их содержание погружено в глубинные, подсознательные психические структуры человека, а поэтому не может быть им осознано;
  • это относительно устойчивые формы отношений человека к миру, в значительной мере определяющие его поведение;
  • оба явления можно рассматривать как специфическую память людей.

И все же в своих отдельных качественных особенностях менталитет и архетип противостоят друг другу.

Это различие выражается в следующем:

  • если менталитет обусловлен средой жизнедеятельности людей, а поэтому меняется в соответствии с изменяющимися условиями их жизни, то архетип, как его трактует К. Г. Юнг, есть некий изначальный неизменный образ мира, унаследованный человечеством от своих первобытных предков;
  • если каждая социальная общность обладает своим менталитетом, соответствующим ее историко-культурной среде, то архетип идентичен у всех индивидов и социальных групп человеческого рода;
  •  если менталитет, хотя и консервативен, но изменяется в процессе жизненной практики людей, то архетипы были заложены в психику человека изначально – в период становления человеческого рода – и наследуются в неизменном виде от поколения к поколению.

И все-таки, несмотря на существующие между менталитетом и архетипом различия, их содержание в значительной степени совпадает.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)