Использование подвижных игр, игровых заданий и эстафет в легкой атлетике

Легкая атлетика как средство физического воспитания способствует всестороннему физическому воспитанию и укреплению здоровья подрастающего поколения.

Легкоатлетические упражнения наряду с гимнастическими являются ведущими в физическом воспитании. Однако легкоатлетическим упражнениям присуща циклическая деятельность, состоящая из монотонных движений, притупляющих интерес учащихся к занятиям.

Нарушить эту монотонность можно, используя соревновательно-игровой метод, цель которого – повысить заинтересованность занимающихся в выполнении однообразных упражнений. Разнообразное применение соревновательных упражнений и различных игр и игровых заданий позволяет скучную и монотонную работу в легкой атлетике сделать увлекательной и интересной.

Игры, игровые задания и эстафеты на занятиях физической культурой применяют строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого отдельного занятия, его содержания, в тесной взаимосвязи с изучаемым на занятиях учебным материалом.

Важно подбирать наиболее эффективные методы и методические приемы в организации игровой деятельности занимающихся, принимая во внимание уровень их физической подготовленности, функциональные особенности организма, дисциплинированность группы, а также условия, в которых проводится занятие.

При использовании на занятиях физической культурой игр, игровых заданий и эстафет рационально использовать соревновательно-игровой метод. При использовании данного метода необходимо соблюдать следующие правила:

  • повышать заинтересованность занимающихся путем применения гандикапа не только в беге, но и в других видах легкоатлетической подготовки;
  • обеспечивать постоянное возрастание объема и интенсивности физической нагрузки в соревновании или игре;
  • разумно сочетать соревновательно-игровой метод с другими методами физической подготовки;
  • проводить соревнования в условиях, приближенных к реальным, с обязательной оценкой достигнутого уровня и результата;
  • поощрять инициативу в разнообразии применения технических и тактических приемов игры, а также способов выполнения задания;
  • регулярно поощрять не только сильных и победителей, но и слабых, сумевших добиться улучшения своих личных результатов;
  • отмечать и поощрять своих помощников, будущих организаторов игр.

В практике учебных занятий эстафеты чаще всего планируются на конец основной части занятия. И хотя такой подход методически оправдан, он все же снижает эффективность спортивно-игрового метода, заслуживающего более широкого применения. Планировать проведение эстафет целесообразно в течение всего учебного года, меняя их содержание соответственно программе.

В зависимости от задач занятия, исходя из которых, подбираются упражнения, определяются способы организации занимающихся и условия выполнения конкретных заданий, эстафеты могут проводиться в подготовительной части занятия с целью:

  • общей и специальной разминки;
  • повышения эмоционального состояния занимающихся;
  • повторения и закрепления отдельных упражнений или их направленного использования для развития определенных двигательных качеств.

Причем следует выбирать такие эстафеты, в которых участвуют одновременно все занимающиеся (передвижение с взаимосцеплением, полоса препятствий, преодолеваемая поточно, и др.) или задания выполняются поочередно, но с минимальными паузами между повторениями (передача нескольких набивных мячей по цепочке, прыжки через скакалку, проносимую под ногами и др.).

В начале основной части занятия перед изучением нового материала с целью повторения и закрепления пройденных упражнений, связанных по структуре с новыми двигательными действиями – применение настроечных упражнений и использование для специальной подготовки метода «сопряженного воздействия» (эстафета-чехарда, перед опорными прыжками и т.д.).

В середине основной части занятия после отдельных видов упражнений с целью:

  • качественной проверки изученного материала в усложненных условиях предельных скоростей;
  • эмоционального возбуждения;
  • высокой ответственности перед командой (коллективом).

Подбираются эстафеты, включающие одно-два задания, простые по организации и требующие минимум времени для проведения. В конце основной части занятия с той же целью, что и в середине занятия, но уже с применением любых самых сложных эстафет, вплоть до комбинированных, с использованием и установкой различного оборудования и инвентаря.

При подборе и проведении эстафет необходимо учитывать:

  • форму занятия, в которое включена эстафета;
  • целевую установку занятия (поставленные перед ним педагогические задачи);
  • количественный состав занимающихся по возрасту и полу;
  • уровень физической и технической подготовленности занимающихся;
  • условия и место проведения игр-эстафет (размер зала, площадки, наличие инвентаря и оборудования);
  • состояние участников (характер их деятельности перед игрой- эстафетой и непосредственно после ее окончания).

При планировании игр и игровых заданий в недельном цикле необходимо следовать правилу:

  • если учебные занятия приходятся на начало (понедельник, вторник) или конец недели (пятница, суббота), их максимальная продолжительность не должна превышать 20 минут;
  • если занятия планируются в середине недели (среда, четверг), то максимальная длительность игр увеличивается до 30 минут.

При планировании отдельных учебных занятий физической культурой с использованием игр и игровых заданий целесообразно соблюдать следующую их дозировку:

  • в понедельник и вторник на второй и третьей парах продолжительность игр должна составлять 20 минут;
  • на первой и четвертой парах понедельника, вторника, пятницы и субботы продолжительность игр должна быть сокращена до 15 минут;
  • в среду и четверг на второй и третьей парах продолжительность доходит до 30 минут;
  • в среду и четверг на первой и четвертой парах продолжительность доходит до 20 минут;
  • в пятницу и субботу на второй и третьей парах продолжительность игр должна составлять 20 минут.

Именно при этих условиях проведения занятий с использованием игр, игровых заданий и эстафет улучшается посещаемость занятий, растет интерес к учебным занятиям по физической культуре.

Руководить игрой или эстафетой должен один человек. Игра или эстафета пойдет плохо, если руководить ею будут два или несколько преподавателей, так как каждый из них имеет свой подход к проведению игры. Второй преподаватель может выполнять роль помощника, но не заменять руководителя игры.

Для успешного проведен6ия подвижной игры, эстафеты или упрощенной спортивной игры нельзя допускать большого разрыва во времени между объяснением игры и сигналом к ее началу.

Продолжительность объяснения эстафеты, игры или игрового упражнения не должна превышать трех минут. Объяснение правил следует начинать в том исходном положении из которого будет начинаться игра или эстафета.

Если преподаватель излишне долго отвечает на вопросы двух-трех занимающихся, не понявших игру, то у остальных внимание рассеивается, начинаются разговоры, пропадает связь, установившаяся между занимающимися и руководителем.

Вот почему не следует долго отвечать на вопросы, нужно быстрее приступать к игре и уже в процессе ее ликвидировать все неясности. Однако чтобы не снижать интереса к игре или эстафете, не следует часто останавливать их и настаивать на особо точном соблюдении правил. Добиваться этого нужно постепенно. Преподаватель, проводящий игру, в зависимости от состава занимающихся и конкретных условий может либо усложнить, либо упростить правила и условия игры.

Преподаватель может принять участие в игре в том случае, если он способен не увлекаться целиком игрой и сумеет продолжать руководить занимающимися. Если же он увлекается игрой, то нарушение правил другими игроками может остаться не замеченным им, и игра постепенно может сделаться грубой и азартной.

В настоящее время практикой и научными исследованиями подтверждено, что физические качества наиболее успешно развиваются в том случае, если занятия проходят по комплексному методу. Это значит, что на занятиях применяются разнообразные средства, предусматривающие одновременное развитие быстроты, силы, выносливости, ловкости, а не одного из этих компонентов.

И наоборот, отсутствие «многоборности», работа над развитием одного какого-либо качества или узкой группы навыков значительно снижают двигательный диапазон занимающихся.

Все это упорядочивает взаимодействия играющих, при которых устраняются случаи излишнего возбуждения, что благоприятно влияет на проявление положительных эмоций у игроков.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что именно подвижные игры, игровой метод в силу присущих им особенностей являются весьма эффективным средством комплексного совершения двигательной деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)