Характерные особенности подвижных игр

Одной из характерных особенностей игровой деятельности является ее относительная независимость от чисто практических потребностей жизни. Играющие руководствуются в основном непосредственным интересом к самому процессу игры или ее смысловому содержанию.

Побуждающим мотивом обычно является возможность поверить в свои способности, испытать силу, стремление пережить радостное чувство удовлетворенности проявленной в игре активностью и достигнутыми успехами.

Другая характерная особенность игры – тесная связь с общественной жизнью людей, ее материальными и другими условиями. В играх отражаются важнейшие явления окружающей действительности, определенное отношение к ним играющих, составляющее основу их поступков и творческих проявлений. Именно этим и обусловливается огромное воспитательно-образовательное значение игр.

В хорошо организованных играх совершенствуются функции организма и его формы, многогранно упражняются и развиваются важные качества и способности, накапливается ценный опыт использования своих физических возможностей и формируются общественно значимые черты поведения.

В игре очень важна определенная мера свободы как в принятии решений и выборе конкретных средств их реализации, так и в практическом осуществлении соответствующих игровых действий. Но свобода не должна становиться самоцелью.

Ее необходимо определенным образом контролировать и регулировать с тем, чтобы игровые действия всегда оставались в строгих рамках признанных всеми игроками условий и добровольно взятых на себя обязательств. Только в этом случае игровая деятельность становится приемлемым и полезным средством воспитания.

Игры приобретают подлинно воспитательно-образовательную ценность тогда, когда они специально отбираются, уточняются по содержанию и оформляются именно в педагогических целях, в точном соответствии с задачами воспитания.

Значительное место в игровой деятельности человека занимают игры, в которых для решения поставленных задач используются разнообразные двигательные действия в форме ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазания, переноски предметов, перелезания, приемов борьбы и других видов передвижения, преодоления препятствий и самозащиты. Именно эти игры, называемые подвижными, и применяются в качестве средств физического воспитания.

Особенностью подвижных игр, игровых заданий и эстафет является развитие трех важных элементов:

  • взаимоотношений между игроками; б) соревновательной борьбы;
  • игрового сотрудничества.

В результате проявления этих особенностей процесс игрового взаимодействия приобретает изменчивый характер. Постоянно и часто неожиданно создаются новые условия, возникают новые ситуации и задачи игровой деятельности. В соответствии с этим приходится менять характер и приемы осуществления требуемых действий.

Сложные взаимоотношения соревновательной борьбы и игрового сотрудничества, постоянное взаимодействие играющих, более или менее широкая изменчивость игровых условий, задач, практических действий и связанных с ними усилий – вот наиболее характерные особенности подвижных игр.

Им свойственны и другие особенности, например, выполнение участниками определенных ролей, проявление творческой активности в действиях, регламентация действий правилами, высокая эмоциональность игровых занятий и т.д. Однако эти особенности являются частными.

Отношения между играющими в процессе соревновательной борьбы всегда должны укладываться в строгие рамки определенных норм поведения, неизменно оставаясь товарищескими. Каждый играющий должен обязательно руководствоваться принципами честной борьбы и неуклонно следовать заранее установленным правилам. На тех же основаниях товарищества и честной борьбы необходимо строить отношения взаимного сотрудничества.

При этом главным мотивом должна быть общность стремлений коллектива. Только в результате такого подхода постепенно формируются и упрочиваются ценные моральные качества личности (чувство коллективизма, товарищеского долга, чести и ответственности, дисциплинированность, предупредительность, скромность и др.), вырабатывается умение владеть собой, сознательно управлять своими переживаниями.

Постоянная изменчивость условий вызывает необходимость вдумчиво ориентироваться в них, а также в действиях и даже намерениях своих противников и партнеров. В связи с этим приходится проявлять большую наблюдательность, быстро анализировать и осмысливать воспринимаемые явления. Только в таком случае можно в нужный момент самостоятельно решить неожиданные двигательные задачи, выбрать и применить наиболее целесообразные в данной ситуации способы осуществления необходимых действий.

В подвижных играх широко используются ранее усвоенные двигательные умения и навыки. Иногда можно применять их в привычном виде, но чаще всего требуется видоизменять их в соответствии с условиями.

В результате, с одной стороны, формируется и многогранно совершенствуется умение управлять своими движениями в изменяющихся условиях, а нередко и при значительных физических напряжениях и общем нервном возбуждении, а с другой – совершенствуются усвоенные движения, а также умение пользоваться ими наиболее целесообразно. Это возможно тогда, когда в целях физического воспитания последовательно используется большое число подвижных игр с разнообразными видами движений и условиями их применения.

Однако усвоение совершенно новых и особенно сложных форм движений в процессе самой игры весьма затруднительно. Поэтому, когда для формирования и совершенствования техники отдельных движений требуется специальное обучение, оно выносится за рамки игровой деятельности.

Благодаря этому усиливается деятельность внутренних органов и обмен веществ в организме. Все это содействует общему развитию и укреплению опорно-двигательного аппарата, органов кровообращения, дыхания и др., однако игры не оказывают избирательного и точно рассчитанного по нагрузке воздействия на мышцы, суставы и внутренние органы.

В процессе игровой деятельности невозможно осуществить ни специализированной качественной подготовки отдельных групп мышц, ни специального развития подвижности в суставах, ни планомерного исправления осанки. Нельзя также обеспечить точно дозированного, строго последовательного и постепенного развития органов дыхания и кровообращения, особенно при каких-либо отклонениях в функциях. Решение подобных задач требует применения других, более строго регламентированных упражнений.

Своеобразно влияние игр на развитие ловкости, быстроты, силы и выносливости. В играх эти физические качества развиваются комплексно и очень вариативно, приобретая выраженные черты обобщенности. Это способствует их широкому «переносу» и проявлению в разнообразных видах и условиях деятельности. Аналогичным является и процесс развития волевых качеств, причем создаются благоприятные условия для воспитания не только сильной, но и гибкой воли.

Все подвижные игры делят на три группы:

  • имитационные игры;
  • элементарно-спортивные игры;
  • спортивные игры.

Имитационные (подражательные) игры характеризуются тем, что реальные явления окружающей действительности в них отражаются наиболее непосредственно. В основе имитационных игр всегда лежит своеобразный сюжет, в котором в образной форме отражаются те или иные явления из семейного быта, различных областей труда или каких-либо других видов общественной деятельности человека, а также из жизни природы.

Каждый играющий выполняет ту или иную роль, отождествляя себя с действительными персонажами и объектами разыгрываемых событий и явлений (с зайцами, охотниками, бабочками, шмелями, утками).

Необходимые средства игры (лошадь, ружье, невод, удочка). И даже обстановка действий (дремучий лес, поляна, льдина, и т.п.) обычно тоже являются воображаемыми.

Имитационные игры, в свою очередь, подразделяют на:

  • творческие;
  • обусловленные правилами.

Творческие имитационные игры не имеют постоянного содержания и строго определенной структуры. Конкретные особенности сюжета, ролей, обстановки и построения игрового процесса в них зависят в основном от возникающих у самих играющих интересов к окружающей действительности и потребности как-то приобщиться к ней.

При этом на первый план выдвигается изображение конкретных лиц, действий и т.п., а не стремление к каким-либо реальным достижениям. Эти игры свойственны детям дошкольного возраста.

Обусловленные правилами имитационные игры имеют устойчивые сюжет и роли, а также заранее определенную, постоянную структуру игровых действий и организацию играющих.

Характерным является и то, что структура игры, некоторые особенности выполняемых действий и взаимоотношения между играющими регламентируются обязательными правилами, сознательно принимаемыми всеми играющими. За соблюдением установленных правил следит судья. Кроме того, в этих играх довольно часто появляются моменты соревнования.

Творческие проявления играющих хотя и ограничиваются в отношении содержания и структуры игры, в остальном (в выборе способов решения возникающих задач, определения времени своих действий и др.) не стесняются. Это такие игры, как, например: «Гуси-лебеди», «Тройки», «У медведя на бору» и т.п.

Имитационные игры, обусловленные правилами, подразделяются на драматизированные (с произношением фраз или стихов, с речитативом и пением), музыкальные или ритмические (выполняемые полностью или частично под музыку), и непосредственно двигательные (не сопровождаемые речью, пением или музыкой). К играм этих видов примыкают и некоторые хороводные (орнаментальные) игры, приближающиеся к танцу.

В пределах перечисленных подгрупп, в свою очередь, выделяются игры с бегом, метанием, прыжками и некоторые другие разновидности. Кроме того, имитационные игры делятся по сюжету на отражающие явления природы, отражающие практическую деятельность людей и др.

Имитационные игры всех видов и разновидностей имеют очень большое значение в воспитании детей. Так, например, умелое использование в подвижных играх дошкольников и даже младших школьников речи, пения или музыки способствует не только более успешной организации игровой деятельности, но и делает ее более содержательной и эффективной.

Дети лучше уясняют смысл игры, ярче выражают свое отношение к окружающей действительности, более энергично выполняют движения и т.д. Подбор же игр, разных по видам основных движений, обеспечивает большое разнообразие в двигательной подготовке детей и улучшение их физического развития. Например, игра «Невод».

Элементарно-спортивные игры характеризуются тем, что реальные явления окружающей действительности в них отражаются в относительно отвлеченной форме. При этом на первый план выдвигаются отношения соревновательной борьбы, а в большей части игр – и связанное с нею игровое сотрудничество.

В элементарно-спортивных играх ставятся различные условные цели (коснуться противника, отбить мяч и т.п.), достижение которых связано с более или менее острым соперничеством между играющими за превосходство в сообразительности, ловкости, быстроте движений и т.д.

Каждая элементарно-спортивная игра имеет относительно постоянное содержание, определенную структуру и организацию играющих. Структура игры, основные действия и их отношения между играющими регламентируются твердыми правилами, которые принимаются добровольно всеми участниками игры и изменяются лишь по их договоренности. Для этих игр обязательно судейство.

Элементарно-спортивные игры подразделяются на три основные группы:

  • некомандные;
  • переходные к командным;
  • командные.

Элементарно-спортивные игры характеризуются тем, что участники их действуют в основном исходя из личных интересов и, как правило, в одиночку. Поэтому любое достижение, является их личным достоянием, а неудача не ухудшает достижения других. Обычно эти игры лишены организованного сотрудничества, но элементы взаимопомощи в них имеют место. Типичным примером данной группы игр могут служить «Простые пятнашки», «Пустое место» и т.п.

Важное значение некомандных игр заключается в том, что они, как подвижные имитационные игры, содействуют формированию индивидуального поведения в коллективе.

В условиях соревновательной борьбы играющие учатся уважать личность и права других участников совместной деятельности, самостоятельно ориентироваться, привыкают соблюдать определенные требования и правила, приучаются к сдержанности и дисциплинированности.

Некомандные элементарно-спортивные игры имеют большое значение для начального совершенствования основных движений, обеспечивают разностороннее воспитание двигательных качеств и могут оказать существенное влияние на общее физическое развитие особенно тогда, когда проводятся в хороших гигиенических условиях. Не меньшая роль этих игр и в воспитании волевых качеств. Кроме того, они представляют собой значительную ценность как одно из средств активного отдыха и разумных развлечений.

Некомандные элементарно-спортивные игры применяются не только в занятиях с детьми, но и в занятиях со взрослыми, не только в процессе общего физического воспитания, но и в процессе спортивной тренировки.

Переходные игры к командным играм, отличаются от некомандных тем, что в них, наряду с возможностью действовать в своих личных целях, имеется возможность не только оказывать помощь другим участникам игры, но и даже вступать с ними во временное сотрудничество.

Характерно, что такая помощь связана со значительным риском для ее инициатора и приводит нередко к потере им своих преимуществ, вплоть до выбывания на некоторое время из игры; более того, играющих никто не обязывает оказывать такую помощь, они действуют целиком по собственной инициативе.

Значение этих игр заключается в том, что они воспитывают такое ценное качество, как стремление к взаимопомощи, приучают к разумному риску, преодолению эгоистических наклонностей, согласованию своих действий с действиями других.

Воспитательно-образовательное влияние этих игр на занимающихся значительно, особенно если педагог последовательно и тактично побуждает их к таким формам поведения.

Влияние игр, переходных к командным играм, на физическое развитие, общую двигательную подготовленность, их роль в элементарном спортивном воспитании аналогичны влиянию и роли некомандных игр. Однако посредством игр, переходным к командным, вследствие более сложного взаимодействия в них играющих достигается более разнообразное развитие двигательных и личностных качеств занимающихся.

Командные элементарно-спортивные игры характеризуются тем, что играющие разделены на две группы, противодействующие друг другу, не изменяющиеся по своему составу в данной игре (при следующей встрече состав может быть изменен).

Деятельность всех членов команды целиком подчинена интересам коллектива. Каждый игрок действует в строгом соответствии с задачами соревновательной борьбы всего коллектива, принося часто в жертву свои личные интересы, если они не совпадают с общими. Весьма ответственна роль капитана команды, который является организатором ее деятельности.

В связи с особыми взаимоотношениями в командных играх огромно их воспитательное значение. При надлежащем педагогическом руководстве они содействуют воспитанию таких важных качеств, как стремление к взаимовыручке, готовность к самопожертвованию ради общего дела и т.п.; они не дают развиваться эгоистическим наклонностям, пренебрежительному, высокомерному отношению к более слабым товарищам.

Эти игры характеризуются высокой интенсивностью соревновательной борьбы, сильным эмоциональным возбуждением игроков, что связано как с трудностями борьбы, так и с обостренным чувством ответственности каждого за результаты своих действий.

Поэтому очень важно категорически предупреждать и своевременно пресекать любые проявления грубости и применение недозволенных, нечестных, а иногда и опасных приемов борьбы, воспитывать самообладание, выдержку. В связи с этим значительно возрастает роль судьи.

В командах элементарно-спортивных играх наиболее полно раскрываются все типичные особенности игровой деятельности. Поэтому с помощью этих игр можно достигнуть наибольшей реализации основных воспитательно-образовательных возможностей.

Однако для этого необходимо последовательно использовать большое число разнообразных командных игр. Их применяют в занятиях и с детьми младшего школьного возраста, и с взрослыми, притом как в процессе общего физического воспитания, так и в процессе спортивной тренировки.

Несмотря на большие достоинства командных игр, в практике очень важно использовать все три группы элементарно-спортивных игр в хорошо продуманной единой системе.

Элементарно-спортивные игры обыкновенно классифицируются также в соответствии с основными видами движений (игры с бегом, с прыжками, с метанием и т.п.), причем, самыми многочисленными являются игры, в которых бег сочетается с какими-либо другими видами движений (например, бег с метанием и т.п.).

В относительно самостоятельную группу могут быть выделены игры, где движений мало. Эти игры имеют значение, главным образом для развития ориентировки и анализаторных функций (например, игры на слух, внимание и т.п.).

Однако при таком делении элементарно-спортивных игр не учитывается очень важный в методическом отношении признак трудности.

В одну группу попадают:

  • игры построенные на чередовании действий с паузами, и игры, требующие непрерывных действий;
  • игры, выполняемые на месте, и игры, связанные с энергичным передвижением;
  • игры с определенным заранее порядком действий и игры, требующие непредвиденных решений.

Поэтому педагогу необходимо при планировании учебной работы самому произвести соответствующую группировку избранных им игр, чтобы обеспечить должные последовательность и постепенность в усложнении игровой деятельности своих воспитанников.

Спортивным играм присущи все общие признаки элементарно- спортивных игр. Большая часть их является командными, но в отличие от элементарно-спортивных игр в них относительно постоянный состав команд, сохраняющийся длительное время. При этом за отдельными игроками закрепляются совершенно определенные роли.

Главная особенность спортивных игр, определяющая их специфику, заключается в установке на достижение командой (и каждым игроком) совершенства, мастерства в избранной игре и завоевание высоких мест в соревновании с другими командами. Спортивные игры – это типичные виды спорта.

Такая направленность спортивных игр и определяет необходимость относительно постоянного состава команд, разделения ролей играющих и некоторой специализации их, длительной и непрерывной специальной тренировки, отличной технико-тактической и специальной физической, моральной и волевой подготовленности игроков, относительно постоянных и обязательных для всех (даже в международном масштабе) правил. В связи с этим несколько иная (по сравнению с другими) роль спортивных игр как средств физического воспитания, так как значение их в этом отношении приближается к значению других видов спорта.

Однако спортивными играми можно заниматься и без установки на достижение каких-либо спортивных званий и высокого мастерства. Например, в процессе общей физической подготовки (в частности, тех, кто специализируется в других видах спорта) или просто в целях активного отдыха и развлечения. В таких случаях спортивные игры становятся, по существу, идентичными элементарно-спортивными.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)