Воспитание физических качеств

Принято считать основными физическими (двигательными) каче­ствами человека силу, быстроту движений, гибкость, ловкость, выносли­вость. Развитие, воспитание и совершенствование их – целостный процесс, конечные задачи которого – расширение функциональных возможностей человека, степень его двигательной одаренности.

Разберем каждое физи­ческое качество в отдельности.

Сила. Сила — способность человека преодолевать внешнее сопротив­ление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Сила измеряется динамометром. Различают абсолютную (суммарная сила всех мышечных групп) и относительную силу (величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг веса спортсмена). Средствами развития силы явля­ются упражнения с отягощениями и упражнения взрывного характера.

Наиболее распространенными методами развития силы являются метод максимальных усилий, метод динамических усилий, изометрический (ста­тический) метод и метод электрической стимуляции мышц. В спорте большое значение имеет зависимость силы – скорость или скоростно­-силовые качества (бег, прыжки, метание, штанга, бокс и т. п.).

Быстрота. Развитие быстроты – способности человека выполнять большое количество движений с максимальной скоростью – характеризу­ется увеличением подвижности нервных процессов, быстро следующих друг за другом, давая возможность быстрой смене сокращений и расслаб­лений мышц, направляя и координируя движения и латентный (скрытый) период двигательной реакции.

Поскольку быстрота движений и реакции необходима во всех видах спорта и во многих ситуациях, то и упражнения для ее развития одинаковы:

  • бег на коротких отрезках с максимальной ско­ростью;
  • семенящий бег, бег с опорой, бег с высоким подниманием бедра и т.п.;
  • упражнения с применением большой силы (кратковременно), прыж­ков и т.п.;
  • упражнения в быстроте ответных действий на внезапный сигнал и пр.

Совершенствование техники любого движения увеличивает возмож­ность быстрых рациональных движений, что в конечном итоге повышает скорость выполнения движения.

Гибкость. Гибкость – это способность человека выполнять движения с большей амплитудой.

Различают гибкость динамическую, статическую, активную и пассивную. Она зависит от эластичности мышц, связок, су­ставных сумок, психического состояния, разминки, массажа, ритма движе­ния предварительного напряжения мышц, возраста, уровня силы, спортив­ной специализации и др.

Для совершенствования гибкости применяются упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с увеличенной амплитудой движения (простые, маховые, с внеш­ней помощью, с отягощениями и без них). Основное время при совершенствовании гибкости следует выделять на домашние занятия (зарядка, индивидуальная тренировка).

Ловкость. Ловкость – самое сложное многозначное качество. В нашей стране измерителями ловкости считаются координационная сложность усвоенного движения, точность выполнения пространственных, времен­ных, силовых, ритмических характеристик, изменение двигательной дея­ тельности в соответствии с изменившейся обстановкой.

Выносливость. Развитие выносливости – способности выполнять ка­кую-либо деятельность длительное время, не снижая ее эффективности, характеризуется противостоянием организма человека утомлению.

Суще­ствует четыре типа утомления:

  1. Умственное (решение задач по математике, игра в шахматы и т. д.).
  2. Сенсорное (утомление деятельности анализаторов, например, зри­тельного у стрелков и т. д.).
  3. Эмоциональное (как следствие эмоциональных переживаний после соревнований, экзаменов, связанных с преодолением страха, и т. д.
  4. Физическое (в результате мышечной деятельности), делящееся: на локальное (в работе приняло участие менее 1/3 всего объема мышц); региональное (в работе приняло участие менее 2/3 всего объема мышц); общее (в работе приняло участие более 2/3 мышц).

Выносливость, как физическое качество, связана с дыханием, его по­становкой, что является одной из главных задач физического воспитания.

Выносливость по отношению к продолжительным, умеренной мощности, работам, включающим функционирование большей части мышечного ап­парата, называется общей выносливостью. Выносливость по отношению к определенной деятельности – специальная выносливость.

Развитие каче­ства выносливости происходит лишь тогда, когда занимающиеся доходят до необходимых степеней утомления. Естественно, что при этом организм адаптируется к подобному состоянию, что в общих чертах и выражается в повышении выносливости.

Упражнения для развития выносливости характеризуются следующими компонентами:

  • интенсивностью;
  • продолжительностью;
  • продолжительностью интервалов отдыха;
  • характером отдыха (заполнение пауз другими видами деятельно­сти);
  • числом повторений.

Сердце доставляет кислород (окисление продуктов питания), в печени имеется запас гликогена (при распаде выделяется энергия) за счет распада фосфатистых соединений (креатинфосфатный механизм).

Различают три вида выносливости (работоспособности): аэробную, анаэробно-лактатную (или гликолическую) и анаэробно-алактатную (или креотинфосфатную).

Основным показателем аэробной выносливости является максимальное потребление кислорода (МПК), анаэробной – максимальный кислородный долг (МКД). При дозировке нагрузки для совершенствования выносливо­сти при равномерной мышечной работе выделяют зоны интенсивности фи­зической нагрузки по частоте сердечных сокращений.

Нулевая зона (130 уд/мин) применяется для отдыха или восстановления. Первая зона(от 130 до 150 уд/мин) — для совершенствования аэробной способности. Вторая зона (от 150 до 180 уд/мин) – для анаэробной работоспособности и третья зона (свыше 180 уд/мин) – для анаэробной работоспособности.

Аэробная работоспособность – это способность организма длительное время производить физическую работу при достаточном количестве кис­лорода, поступающего во внутреннюю среду организма.

Анаэробная рабо­тоспособность – способность организма производить физическую работу при недостаточном количестве кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма, сравнительно с его потребностью.

Формирование и со­ вершенствование физических качеств и прикладных навыков во многом зависят от сознательного отношения студента к учебно-тренировочным за­нятиям, в том числе и самостоятельным.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)