Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса
Развитие научного и технического прогрессов и достижений мировой цивилизации послужило мощным стимулом для модернизации и развития идей мировой педагогики и системы образования.
Новые тенденции современного развития мирового образовательного процесса:
- большинство педагогов, даже далеких от радикальных решений, настаивают на индивидуализированном обучении. Важно, чтобы в учебно-воспитательном процессе учитывались личные способности и интересы учащегося;
- необходимо увеличить внимание к личности за счет уменьшения численности учеников в классе, сокращения учебной недели и изменения классно-урочной системы;
- интенсификация учебного процесса.
Для индивидуализации образования характерны следующие черты:
- индивидуальный режим (гибкое расписание);
- индивидуальный ритм изучения учебного материала;
- использование особых дидактических материалов для самостоятельной работы;
- фиксирование минимума и максимума объема усвоения учебного материала;
- подвижные учебные группы;
- учитель в роли консультанта и координатора;
- самостоятельный выбор режима обучения;
- сотрудничество ученика и учителя.
Сегодня одновременно сосуществуют традиционные и нетрадиционные системы обучения.
Характеристики традиционного обучения:
- последовательное формирование знаний, умений и навыков;
- варианты уроков при традиционном обучении разнообразны: урок-открытие, урок-дискуссия, урок-экскурсия и др.
Особенности нетрадиционных моделей обучения:
- они условно разделяются на две группы – репродуктивной и поисковой ориентации;
- постепенное внедрение предложений, касающиеся модернизации режимов, методов, форм обучения. В некоторых странах меняется ритм учебного года. В отдельных школах ученики располагаются не за стандартными партами, а в удобной позе вокруг учителя;
- широкое использование нестандартных приемов преподавания;
- все новшества базируются на необходимости развивать у ребенка творческие способности и инициативу, поэтому на первый план выходит самостоятельная работа учащихся;
- активно рассматриваются перспективы применения в школе новейших технических средств как мощного источника информации и самообразования, гарантирующих успешную модернизацию учебной деятельности.
Использование техники рушит стереотипность в уроках, позволяет по-новому вести индивидуальные занятия, управлять учебным процессом.
Хотя использование в школе телекомьютерных устройств порождает и ряд проблем. Среди них – нехватка опытных специалистов для работы с новой техникой, вопросы соблюдения гигиены и охраны здоровья школьников и др.
Ш. А. Амонашвили – доктор психологических наук, профессор, опытный педагог, в своих научных работах призывает современных учителей строить свои отношения с детьми прежде всего на глубоком и серьезном уважении к ребенку как к активно развивающемуся человеку.
- Понятие методологической культуры педагога
- Использование в педагогическом исследовании математических методов
- Теоретические методы педагогического исследования
- Эмпирические методы педагогического исследования
- Педагогическая деятельность
- Основные категории педагогики образование, воспитание, обучение
- Образование в России после Второй мировой войны
- Развитие школы и педагогики в России
- Зарубежная педагогика
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу