Типология культур Ницше

Культур-исторический идеал Ф. Ницше (1844–1900) всегда характеризовался отождествлением жизни и культуры. Культурность культуры для Ницше, впрочем, меряется максимумом ее антикультурности или природности. Культуру как результат дрессировки жизненных инстинктов разумом и моралью он заключает в кавычки (как «приручение»).

Исторически это отождествление определяла дионисийская традиция греческой культуры. Победа аполлоновского начала в постсократическую эпоху обнаружила как раз трагический разрыв жизни и самой культуры, ставшей культурой истины, морали, добра вместо прежней культуры «жизненной жизни».

Христианство только усугубило этот разрыв, вознесло его на ступень крайней обостренности, реализовав культ антижизненного бога. Жизненным же богом был и всегда оставался для Ницше Дионис. Но для большинства людей этот разрыв жизни и культуры никакой трагедией не был. Напротив, он переживался скорее, считает Ницше, как моральный прогресс. Точнее, он даже и не воспринимался как разрыв, а наоборот, в морали добра и разума, в рационалистической этике, в идеалах платонизма и христианства (христианство, по Ницше, это «платонизм для народа») жизнь переживалась как стихия, долженствующая подчиняться нормам высших ценностей, конечным источником которых в христианстве считался трансцендентный Бог.

Иными словами, то, что для Ницше выступило кричащим разрывом, направленным против ценностей жизни, для большинства людей обнаружилось как закономерное подчинение высшему низшего (жизни – разуму, земли – небу, воли – рассудку, твари – Творцу). По Ницше, ситуация такого как бы двойного разрыва (Христос довершает дело Сократа) и служит истоком как опасного упадка самой жизни (причина декаданса), так и упадка культуры (сам декаданс).

Свою миссию как спасителя культуры и, главное, целителя жизни Ницше видит в том, чтобы восстановить живое тождество жизни и культуры примерно так, как оно наличествовало, по его мнению, в досократической Греции, в культуре, развертывающейся вокруг дионисийских мистерий.

Интересный подход к культуре, встречаем у Ф. Ницше в его работе «Рождение трагедии из духа музыки». В данной работе философ связывает развитие искусства с существованием и влиянием аполоновского и дионисийского начал. Названия и характеристики этих начал происходят от имен и свойств греческих богов Аполлона и Диониса, в которых Ф. Ницше видит «живых и образных представителей двух миров искусства, различных в их глубочайшем существе и в их высших целях».

Мир Диониса – это стихийный, неуправляемый, хаотический мир эмоций, выражающийся через стихию звуков, обращенный исключительно к слуху, не имеющий строгих форм самовоплощения. Дионисийское начало в философии связано с неконтролируемыми первичными реакциями человек на проявление действительности, а, следовательно, является первичной формой культуры. Этому началу также присуща радость, но это радость от прикосновения в суть вещей, от истинного познания, и искать эту радость, по мнению Ф. Ницше, мы должны не в явлениях, а за явлениями. В дионисийском искусстве и его трагической символике… природа говорит нам…: «В непристанной смене явлений я – вечно творческая, вечно побуждающая к существованию, – вечно находящая себе удовлетворение в этой смене явлений Праматерь!».

Интересно
Апполоновское начало обладает такими чертами, как чувство меры, самоограничения, свобода от диких порывов, красота, рефлексия в познании, радость от сознания существования явлений. Соединяясь и растворяясь друг в друге, аполлонийское и дионисийское начала должны, по мысли Ницше, восстановить некогда растерзанное единство природы и человека.

Итак, для различения типов культур использует мифологические образы богов Аполлона и Диониса. Аполлон – это небесное, солнечное существо, сын Зевса: он – источник света, носитель божественного откровения, бог, вещающий истину, возвещающий грядущее. Дионис же, напротив – олицетворение земного, бог плодородия, покровитель растительности, земледелия, виноградной лозы и виноделия. Дионис – бог веселья, радости, буйства. Аполлон и Дионис символизируют противоположность небесного и земного начал.

Можно согласиться, с точкой зрения В. Халипова, который считает, что у Ф. Ницше была окончательно оформлена «концепция двух типов культур и двух начал бытия. Согласно данной теории, оппозиция «аполлоновское» (светлое, рациональное) – «дионисийское» («темное», иррациональное, хаотическое, страстное) позволяет описать весь спектр проявлений человеческой культуры «жизни вообще».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)