Специфика методов инженерной психологии
Традиционно выделяемые методы инженерной психологии:
- Организационные методы.
Обеспечивают комплексный подход к исследованию СЧМ (главное – не синтез изолированных исследований, а “синтез нового” знания).
- Эмпирические способы получения нового знания:
- психофизиологические методы (исследования или испытания): исследование – раскрывают механизмы и закономерности; испытания – выявляют с помощью тестов соответствие человека и машины;
- физиологические методы (определяют затраты организма, “психофизиологическую цену” успешности в труде);
- наблюдение и самонаблюдение;
- эксперимент (лабораторный, производственный, “формирующий”);
- диагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, беседы-интервью…);
- приемы анализа продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, трудовой метод, оценка изделий…);
- метод моделирования (предметное, математическое, кибернетическое, психологическое, статистическое моделирование…).
Это наиболее специфичный для инженерной психологии метод, определяемый самим характером работы человека-оператора, взаимодействующего не столько с реальным объектом, сколько с его информационной моделью.
- Приемы обработки данных.
Количественные и качественные); математические способы (статистическая обработка, определение зависимостей и соотношений); разновидность математических методов – имитационные (моделирование с помощью ЭВМ отдельных трудовых процессов и труда в целом.
- Способы интерпретации данных.
В контексте целостного, системного подхода. Поскольку метод моделирования является наиболее специфичным для инженерной психологии, есть смысл рассмотреть его более подробно. Как уже отмечалось, необходимость учета специфики взаимодействия человека с техникой (дистантность работы с объектом управления, работа с образными моделями и др.) определяет и специфичность методов. Это – методы моделирования деятельности оператора в системе “человек – машина”.
Как отмечает Б.А. Смирнов, сущность метода моделирования – “изучение деятельности и построение на основе этого изучения психологической, математической или статистической модели” (см. Хрестоматия по инженерной психологии, 1991. С. 60). Заметим, что модель не должна “воспроизводить” весь моделируемый объект, а лишь наиболее существенные элементы, связи и отношения, что и позволяет в более простом и доступном виде выделять и анализировать достаточно сложные объекты.
Б.А. Смирнов выделяет следующие виды моделирования деятельности оператора):
- Психологическое моделирование – это замещение реальной деятельности некоторой ее модификацией (через имитаторы, макеты, испытательные стенды).
Выделяется два основных вида психологического моделирования:
- внешнее воспроизведение, имитация деятельности и рабочего места оператора;
- воспроизведение характерных сторон деятельности без внешнего сходства (например, моделирование групповой деятельности по гомеостатической методике.
Например, когда несколько человек в разных душевых кабинках купаются и им необходимо так отрегулировать воду, чтобы всем было хорошо… – внешне это никак не похоже на “настоящую” работу операторов, но по сути моделирует сложные отношения в бригаде операторов).
- Математическое моделирование – исследование деятельности с помощью математических моделей (через формулы, неравенства, закономерности), когда такая модель ставится в соответствие реальному процессу труда.
- Статистическое (имитационное) моделирование – имитация деятельности оператора при помощи ЭВМ (с учетом воздействия и просчета различных факторов, включая и прогнозирование случайных факторов).
Достоинства статистического моделирования: по сравнению с психологическим моделированием появляется возможность его применения на любых стадиях проектирования СЧМ (когда еще реальной деятельности нет и как бы нечего “имитировать”); по сравнению с математическим моделированием – возможность учета основных психофизиологических закономерностей деятельности оператора (математика предлагает лишь абстрактные модели, где “соответствие реальному процессу” лишь предполагается).
Значимость разных методов моделирования на разных этапах проектирования СЧМ:
- на первых этапах – преимущество за методами математического и статистического моделирования;
- на более поздних – за психологическим моделированием;
- на этапе эксплуатации лучше исследовать деятельность оператора в реальных условиях (иногда ценным оказывается и математическое моделирование).
- Психолог-профконсультант как возможный посредник между самоопределяющимся человеком и культурой
- Личностный компромисс как вариант построения “успешной” карьеры
- Проблема одиночества, непонимания и непризнания в творческом труде
- Проблема нравственного выбора в профессиональном творчестве
- Избирательность признания и тщеславия творца
- Элитарность в искусстве и науке
- Верхние и нижние границы представлений об элитарности
- Проблема элиты и псевдоэлиты в контексте рассмотрения проблемы личности и “мничности” (мнимой личности)
- Элитарные ориентации самоопределяющейся личности как психологическая реальность
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу