Прогноз развития корпораций с качественно сформированным HR-брендом в России

Говоря о развитии HR-брендинга в России, достаточно сложно делать долгосрочный прогноз. Как новое и не конца изученное направление, HR брендинг чувствителен к изменениям внешней среды. Экономические кризисы, политические перевороты, проявления социальной аномии – все подобные негативные факторы естественным образом тормозят развитие HR-брендинга.

Как трансформируется это понятие под воздействием подобных факторов, довольно сложно судить, поскольку до сих пор у HR-брендинга были достаточно благоприятные условия для развития. По данным Росстат, в декабре 2019 г. безработица в России была на уровне 4,6%, а численность экономически активного населения составила 59,8% от общего населения страны. Для сравнения, в США показатель безработицы был 3,8%, а в Великобритании – 3,9. Напомним, американские и британские компании являются лидерами и основоположниками HR-брендинга. Это еще раз указывает на взаимосвязь рынка труда и развитие данного направления.

Вторым оптимистичным фактором можно назвать формирование общественного мнения, активное продвижение центральных идей HR-брендинга – заботы о сотрудниках, инвестиций в развитие специалистов, корпоративной социальной ответственности и других. За последнее десятилетие в России появилось много рейтингов и премий для достойных HR-брендов. Перечислим некоторые из них.

Компания Headhunter с 2006 года определяет лучших работодателей и награждает их премией «HR-бренд». Компания «Superjob», основной конкурент «Headhunter» учредила свою ежегодную премию «Привлекательный работодатель», а также стала генеральным HR-партнером премии «HR AWARD».

Менее известна премия «People Investor», хотя она проводится с 2008 г. Премия, оценивающая внутренние коммуникации в компаниях, называется «Intercomm» и проводится начиная с 2010 года, а премия «Хрустальная пирамида» вручается за достижения в области управления человеческим капиталом с 2011 года.

Также есть и более узконаправленные HR-премии: «Graduate Awards» оценивает уровень подготовки молодых специалистов и работу со студентами, а «IT HR AWARD» – состязание на звание лучшего работодателя в IT-индустрии. В духе времени выступает и новая «Цифровая Пирамида», впервые появившаяся в 2018 г. и оценивающая уровень развития персонала в контексте цифровизации бизнеса.

Интересно
О развитии и расширении самого понятия бренда работодателя говорят и номинации данных конкурсов, с каждым годом все более разнообразные: «Экологическая эффективность», «Мотиватор года», «Корпоративный университет года», «HR-команда», «Вклад в будущее» и другие.

Существует также «обратная сторона медали» – вебсайты-агрегаторы отзывов о работодателях, написанных самими сотрудниками, что, с одной стороны, свидетельствует о растущей гласности среди экономически активного населения, с другой – о важности репутационного менеджмента для работодателя. По этим же причинам, за последние несколько лет выросло количество рекламных агентств необычной направленности, помогающих работодателю «очистить» и сохранить свою репутацию в Интернете.

Расширился и список профессий и вакансий – появились сайтыагрегаторы объявлений о найме домашнего персонала такие, как Pomogatel.ru, Nashanyanya.ru. Таким образом, ряд бытовых услуг также трансформировался в разновидности профессий, давая возможность даже работникам без определенных навыков или образования, качественно и внимательно выбирать своего работодателя.

Возвращаясь к разговору о лучших HR-брендах, можно привести итоги премии «HR-бренд 2019», рассмотрев отдельно список лидеров в обеих российских столицах. Так, в номинации «Столица» оказалось 11 лидеров, при этом, 1 место рейтинга заняла компания Ecco, а 11-е – ЦУМ.

А в Санкт-Петербурге оказалось всего 3 лидера – «585 золотой», «Nissan» и «Пятерочка», занявшие, соответственно, 1, 2, 3 места. Всего же из 54 номинантов премии 33 компании имеют российское происхождение, в их числе такие известные корпорации, как «МТС», «РЖД», «Сбербанк»,  «Тинькофф» и другие. Подобная статистика дает нам надежду на продолжение развития HR-брендинга в России, с возможным опережением других стран Европы и Азии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)