Понятие о дидактике

Разделом педагогики является дидактика. Этот термин происходит от греческого слова «дидактикос», что означает «обучающий».

Впервые обоснование понятия «дидактика» было дано в труде Ян Амоса Коменского «Великая дидактика» (1632 г.), где дидактика рассматривалась как «всеобщее искусство всех учить всему».

Рассматривая проблемы воспитания, Коменский особое внимание уделил вопросам образования и обучения. Но лишь в первой половине XIX века, когда были раскрыты объект и предмет, цели и задачи, законы и закономерности, принципы и правила, научные факты и обобщения, идеи и теории, специфические методы исследования дидактики как науки, она приобрела статус раздела педагогики.

Ж-Ж. Руссо (1712-1778) в свое время выдвинул концепцию обучения, опирающуюся на потребности ребенка и его запросы. Высшим принципом обучения он называл наглядность. Главная заслуга его в том, что он показал необходимость изучения психики ребенка в дидактических целях.

Идеи Руссо получили развитие в трудах швейцарского педагога-демократа Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827).

Песталоцци считал, что «обучение — важнейший путь воспитания», при этом нужны три средства:

  • культура сердца;
  • развитие ума;
  • нравственное развитие.

М.В. Ломоносов в России впервые разработал дидактику гимназии и университета.

К.Д. Ушинский издал огромный труд, трех-томную монографию «Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология».

К.Д. Ушинский значительно продвинул дидактику по пути ее научного развития, обосновав учение «О сущности процесса обучения»

В разработке активных методов обучения участвовали Ю.К. Бабанский, И.Я. лернер, В.И. Огородников, М.Н. Скаткин и др.

Пути развивающего обучения разработаны Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Л.В. Гальпериным, Л.В. Занковым.

Педагоги-новаторы наших дней: Ш.А. Амонашвили, С.Н. лысенкова, Е.Н. Потапова, В.Ф. Шаталов, И.П. Волков, В.С. Ильин и др.

В традиционных учебниках педагогики дидактике дают определение как теории образования и обучения, которое несомненно правильное, но недостаточно полное.

Во-первых, существует не одна, а несколько обоснованных и эффективных теорий образования и обучения (теории развивающего, проблемного, модульного, дифференцированного, компьютерного и других видов и типов обучения).

Во-вторых, особенно в последние годы, в дидактике все более обстоятельно и последовательно проводится мысль, что дидактика неизбежно выходит на уровень технологий обучения. Поэтому более полным современным определением дидактики можно считать следующее:

«Дидактика — это наука о теориях образования и технологиях обучения»

Выделяют две функции дидактики: теоретическую (диагностическую и прогностическую) и практическую (инструментальную). Если первая функция связана с описанием процесса обучения, его закономерностями, сущностью и т. п., то вторая функция — с конструированием проекта педагогической деятельности, которым будет руководствоваться педагог-практик в соответствии с целями образования. Обе функции неразрывно связаны между собой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)