Понятие и признаки правового государства

Правовое государство отличают не только господство права и законов (нормативный правовой аспект), но и определенная форма организации системы государственных органов, характер их взаимосвязей, способы формирования и т. п. (организационный аспект).

Правовое государство — это организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также с помощью законов не допускает злоупотребления со стороны самого государства .

Чем отличается правовое государство от неправового? Какие признаки и черты отличают его? По этому вопросу существуют много численные подходы. Например, Итоговый документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ 1990 г. содержит следующие принципы правового государства: представительная форма правления, независимый суд, верховенство конституционных и обычных законов. Эти и другие принципы названы в качестве необходимых признаков правового государства.

Среди признаков правового государства следует особо выделить верховенство закона, в соответствии с которым ни государственные и общественные учреждения, ни должностные или частные лица не освобождаются от обязанности подчиняться закону. Формирование и развитие правового государства в любой стране предполагает установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого, непосредственного воздействия на общественные отношения.

Между тем как свидетельствуют факты, во многих государствах закон, будучи формально главенствующим, на практике «растворяется» в системе разного рода подзаконных актов. Советский период истории нашего государства может служить ярким тому примером.

Согласно научным источникам в СССР с 1936 по 1988 г. высшими органами государственной власти было принято всего 79 законов, но в то же время действовали десятки тысяч разного рода постановлений, решений и распоряжений, принятых Центрального Комитета КПСС и Советом Министров СССР, исполнительно-распорядительными и иными государственными органами. Так, только в 1988 г. Совет Министров СССР принял около 1,6 тыс. постановлений и 2 тыс. распоряжений.

Ситуация в современной России и в большинстве других союзных республик, ныне независимых государств, во многом напоминает нормотворческую практику прежнего СССР, где подзаконные акты имели подавляющее преобладание в системе нормативных правовых актов.

Таким образом, в России и других странах, ставящих своей целью формирование правового государства, необходимо изменить удельный вес нормативных правовых актов в пользу законов, иначе призывы к созданию правового государства неизбежно останутся нереализованными. При этом, разумеется, речь не идет о том, должны или нет существовать подзаконные акты наряду с законами: их существование неизбежно и необходимо. Речь идет прежде всего о следующем: развивая и детализируя положения законов, подзаконные акты не должны искажать суть и содержание законов.

Важными признаками правового государства являются гарантированность прав и свобод граждан, а также закрепление принципа взаимной ответственности гражданина и государства.

В правовом государстве провозглашение прав и свобод человека и гражданина подкреплено созданием фактических условий и юридических механизмов для их реализации (формирование действенных институтов гражданского общества; эффективная работа государственных учреждений; жизнеспособный рыночный уклад, обеспечивающий достойный уровень жизни людей; наличие правовых механизмов восстановления нарушенных прав и свобод, обеспечения безопасности личности, ее имущества, собственности и т. д.).

Принципиальное значение имеет конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина.

Так, по Конституции РФ «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (п. 10 ст. 17).

Конституция провозглашает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19).

Такой принцип правового государства, как взаимная ответственность гражданина и государства, проявляется в том, что:

  1. Государство гарантирует реализацию прав человека (личности, гражданина) всеми юридическими и идеологическими средствами.
  2. Оно вправе требовать от граждан и находящихся на его территории иностранцев соблюдения законов страны.
  3. Может (и должно) устанавливать меры принуждения за нарушение правовых норм, при применении которых исключается административный произвол.
  4. При привлечении гражданина к ответственности государство должно всесторонне учитывать обстоятельства дела и строго индивидуализировать ответственность.
  5. Личность имеет право требовать от государства обеспечения реализации своих прав и может обращаться за помощью для их защиты или восстановления.
  6. В случае несоблюдения прав или невыполнения обязанностей любой из сторон другая сторона имеет реальную возможность привлечь к ответственности нарушителя.

Правовой характер взаимоотношений личности и государства заключается в следующем:

  • государство и личность должны выступать не противниками, а партнерами, имеющими взаимные права и обязанности, нести обоюдную юридическую ответственность;
  • в государстве должен быть юридически определен порядок деятельности и поведения гражданина и властных структур;
  • деятельность государственных органов должна строго подчиняться принципу «Разрешено то, что прямо предусмотрено законом» или «Запрещено все, что не дозволено», а деятельность граждан — принципу «Разрешено все, что прямо не запрещено законом»;
  • должны быть законодательно закреплены и социально приняты начала политической и экономической основы общества: суверенитет народа, разделение властей, многообразие форм собственности и т. д.

Важной особенностью правового государства является реализация принципа разделения властей. Суть данного принципа заключается в том, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга законодательная, исполнительная и судебная власть.

Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная — правительству, судебная — суду. Наличие особого механизма сдержек и противовесов должно не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или группы лиц и тем самым предотвратить возможность ее использования одними социальными группами людей во вред другим.

Идеи теории разделения властей, известные с древности и получившие значительное развитие в период Нового времени, оказали огромное воздействие на умы людей, их политическое мировоззрение.

Они были отражены, например, в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в 1789 г. Национальным собранием Франции. В этом документе провозглашалось: «Любое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции» (п. 16).

В соответствии с Конституцией РФ государственная власть в нашей стране «осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10). Таким образом, в Российской Федерации совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов должна находиться друг с другом в состоянии гармоничного уравновешивания своих полномочий.

В нашей стране с момента начала политики перестройки в 1985 г. в сфере теории государства и права произошла значительная смена политических и научных ориентиров. Теория разделения властей, которая до этого отрицалась, получила признание юридического сообщества и конституционное закрепление.

Однако в практической политико-правовой жизни, касающейся правового государства и разделения властей, еще сохраняется множество проблем, свидетельствующих о непростом движении российского общества и государства по пути не декларированной, а реальной демократии. Важнейшее значение имеет поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности, предотвращение попыток узурпации власти, сосредоточения ее в одних или нескольких руках.

Кроме названых, есть другие принципы (признаки) и черты, характеризующие правовое государство и принципиально отличающие его от неправового. Они многочисленны и весьма разнообразны. Наряду с представлением о сущности правового государства, его целью и назначением они определяют условия его формирования и функционирования. Что же представляют собой эти условия или предпосылки?

Выделим несколько основных групп условий (предпосылок) правовой государственности:

  1. Экономические: многоукладность экономики (многообразие видов собственности); равенство участников экономических отношений; рост благосостояния народа.
  2. Социальные: наличие саморегулирующегося гражданского общества со свободными гражданами; социальная защита населения.
  3. Правовые: высокий уровень политического и правового сознания людей; исключение насилия и произвола над личностью; справедливость правосудия; приоритет прав и свобод личности; прочный правопорядок в обществе; демократия и законность; гибкий баланс между государственным, народным и национальным суверенитетом; применение принуждения только в крайних случаях и исключительно на основе права.
  4. Нравственные: прочные основы в обществе начал гуманизма, справедливости, равноправия и свободы.

Среди существенных условий и предпосылок успешного формирования и функционирования правового государства следует особо выделить наличие в стране гражданского общества. В настоящее время гражданское общество рассматривается не только как гарант последовательного и непрерывного развития современной цивилизации, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического государства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)