Общая характеристика педагогических технологий

В настоящее время педагогика переживает целый ряд кризисных явлений, связанных с изменением целей образования, введением Федеральных государственных стандартов и включением в педагогический процесс образовательных технологий.

Термин «технология» имеет латинские корни и переводится как «наука об искусстве» (techne – искусство, мастерство; logos – слово, учение, знание) и означает путь гарантированного получения определенного продукта с заданными свойствами.

Понятие «педагогическая технология» прошло определенную эволюцию. Эволюция понятия «педагогическая технология»:

  • 1-ый период (40-е – сер. 50-х г.) – термин «технология в образовании» означал применение аудиовизуальных средств в учебном процессе.
  • 2-ой период (сер. 50-х – 60-е г.) – под «технологией образования» стали подразумевать программированное обучение.
  • 3-ий период (70-е г.) – появился термин «педагогическая технология», который стал обозначать заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей.
  • 4-ый период (с начала 80-х г.) – создание компьютерных и информационных технологий обучения.

Словосочетание «педагогическая технология» является неточным переводом с английского «educational technology» – «образовательная технология». Часто в педагогической практике понятия «педагогическая технология» и «образовательная технология» являются синонимами.

Понятие «образовательная технология» представляется несколько более широким, чем «педагогическая технология» ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты.

С другой стороны, понятие «педагогическая технология» относится ко всем разделам педагогики.

Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий

Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога.

Проблемы обучения, воспитания и развития личности интересовали ученых и философов с древнейших времен. Гиппократ и Аристотель предлагали использовать мимику и пластику для определения темперамента.

Диалоги великого философа Сократа с учениками содержат множество примеров искусного прикосновения к личности, но ему удается не только повлиять на отношения своих собеседников, но и стимулировать работу мысли, включая их в дискуссию, научить производить самокоррекцию.

Интересно
Основоположник научной педагогики – чешский мыслитель-гуманист Я. Коменский, занимался проблемой прикосновения к личности ученика: «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем».

Основоположник педагогики в России К. Д. Ушинский разработал теорию педагогики, использовал законы философии, истории, анатомии, физиологии и других наук. С. Т. Шацкий (Шацкий, 1980), используя влияние среды на воспитанника, расширил горизонты педагогической технологии, хотя и не пользовался этим термином. Рассуждая о специфике школьных занятий, он отмечал необходимость совершенствования и повышения их воспитательного значения путем «наполнения ценностью» любой деятельности, организуемой на уроке.

А. С. Макаренко в своих работах уже свободно использовал термин «педагогическая техника» и использовал понятие «педагогическая технология». В деле воспитания, как он замечал, сохраняется период, при котором успех зависит только от мастерства и энтузиазма педагога: «Воспитательное дело есть дело кустарное, а из кустарных производств – самое отсталое».

А. С. Макаренко писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Именно поэтому у нас отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение кондукторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка».

Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х годов и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий зарубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли.

Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражены в научных трудах П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, А. Г. Ривина, Л. Н. Ланды, Ю. К. Бабанского, П. М. Эрдниева, И. П. Раченко, Л. Я. Зориной, В. П. Беспалько, М.В. Кларина и других.

П. Д. Митчелл обращает внимание на то, что педагогическая технология ‒ это область исследования и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми аспектами организации педагогических систем и процедурой распределения ресурсов для достижения воспроизводимых результатов.

Педагогические технологии понимаются также как систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

М. Кларк считает, что смысл педагогической технологии заключается в применении в сфере образования изобретений, промышленных изделий и процессов, которые являются частью технологии нашего времени.

Ф. Персиваль и Г. Эллингтон указывают на то, что термин «технология в образовании» включает любые возможные средства представления информации. Это оборудование, применяемое в образовании, такое как телевидение, различные средства проекции изображений и т.д.

Современный словарь терминов ЮНЕСКО предлагает два смысловых уровня данного понятия. И в первоначальном смысле педагогическая технология означает использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и другие.

Т. Сакамото считает, что педагогические технологии – это обучение на основе системного способа мышления

Понятие «педагогическая технология» является достаточно широким, оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания.

Определение «педагогическая технология» дано многими авторами:

  • педагогическая технология есть совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев);
  • описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков);
  • последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов);
  • продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса в комфортных условиях для учащихся и учителя (В. Н. Монахов);
  • система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г. К. Селевко);
  • системная совокупность и порядок формирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин);
  • системное, концептуальное, нормативное объективированное, инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательной цели (Ф. А. Фрадкин);
  • сложные и открытые системы приемов и методик, объединенных приоритетными образовательными целями, концептуально взаимосвязанных между собой задач и содержания, форм и методов организации образовательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие и создает в итоге определенную совокупность условий для развития каждого ребенка (О. А. Корнилова);
  • совокупность учебных ситуаций, призванных реализовать педагогическую систему (Л. Фридман);
  • содержательная техника реализации учебного процесса, проект педагогической системы, реализуемый на практике (В. П. Беспалько);
  • способ реализации содержания обучения, система форм, методов, средств обучения, обеспечивающих эффективное достижение поставленных целей (Л. Г. Семушина, И. Г. Ярошенко);
  • упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей (Н. Таланчук).

С. В. Кульневич считает необходимым соотнести понятие педагогическая технология с такими педагогическими категориями как теория воспитания, методика воспитательной работы и педагогическое мастерство.

Говоря о воспитании, С. В. Кульневич характеризует его как ненадежный и неточный процесс. Изменить эти его характеристики в положительную сторону можно только в условиях его научной организации, элементом которой является технология.

Педагогическую технологию характеризуют два момента: гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебно-воспитательного процесса (В. А. Монахов).

Одной из важнейших особенностей технологического подхода в образовании является наличие целей, дающих возможность педагогу оценивать свою работу и деятельность учащихся и оперативно вносить коррективы в образовательный процесс. Цели в педагогических технологиях всегда конкретизируются.

И. Я. Лернер писал: «Педагогическая технология предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, надежно осознаваемых и определяемых».

М. В. Кларин (Кларин,1984, 117-122) рассматривает основные способы постановки учебных целей:

  1. Определение целей через изучаемое содержание.
  2. Определение целей через деятельность учителя.
  3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т.п. развития ученика.
  4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся. Цель обучения формулируется через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся.

Результаты обучения определяются так, что их можно точно определить двумя способами:

  • построение четкой системы (таксономии) целей, внутри которой выделены уровни;
  • описание целей максимально четким и конкретным языком.

Определяя сущность педагогической технологии, необходимо разграничить «понятие», «методика» и «технология» и установить их взаимосвязь.

Методика преподавания конкретного предмета – это психолого-педагогическая теория обучения учебному предмету. Она является общей для всех. Понятие «методика» шире понятия «технология». Если методика направлена на решение задач: чему учить? зачем учить? как учить?, ‒ то технология обучения, прежде всего, отвечает на третий вопрос с одним существенным дополнением: как учить результативно?

А. М. Кушнир пишет: «Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если»: если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа… Уже давно стало привычным, что методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Технология его гарантирует, не оставляя места для «может быть». Технология всегда проста в своем ключевом решении».

Анализ многочисленных педагогических технологий свидетельствует о том, что они очень легко укладываются в группы. От обучаемых, с которыми работает педагог, требуется вполне определенный набор действий.

Типовые педагогические действия были названы педагогическими функциями:

  1. Установить контакт с аудиторией.
  2. Объяснить новый материал.
  3. Закрепить материал.
  4. Получить «обратную связь».
  5. Снять напряжение учащихся.
  6. Повысить интерес учащихся
  7. Собрать внимание учащихся.
  8. Отвлечь внимание.
  9. Контроль сформированности знаний.
  10. Контроль сформированности умений.
  11. Повторить материал.
  12. Повысить авторитет преподавателя.
  13. Повысить самооценку участника, «спасти лицо» слушателя.
  14. Протянуть время.
  15. Сэкономить время.
  16. Собрать, сплотить аудиторию.

Независимо от разнообразия знаний – умений – навыков любое занятие имеет четыре стадии, определенные еще немецким педагогом XIX в. А. Дистервегом:

  1. Начало и актуализация прошлых знаний.
  2. Объяснение нового.
  3. Отработка, закрепление.
  4. Домашнее задание.

Общепринятой классификации педагогических технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся системе образования на первое место выходит личность обучаемого и его деятельность. Приведем некоторые классификации современных педагогических технологий.

С. Ю. Тряпицын (Тряпицин, 2015) предлагает перечень классификаций современных педагогических технологий по разным основаниям:

  • личностная ориентация педагогического процесса: педагогика сотрудничества; гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили; система Е. Н. Ильина (литература как предмет, формирующий человека);
  • активизация и интенсификация деятельности учащихся: игровые интерактивные технологии; проблемное обучение; технология коммуникативного обучения иностранному языку Е. И. Пассова; технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В. Ф. Шаталова; перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем с комментируемым управлением С. Н. Лысенквой; технология уровневой дифференциации; культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей И. Н. Закатова; технология индивидуализации обучения В. Д. Шадрикова, А. С. Границкой; технология программированного обучения; коллективный способ обучения В. К. Дьяченко; групповые технологии; компьютерные (информационные) технологии;
  • дидактическое усовершенствование и реконструирование материала: технология «Экология и диалектика» Л. В. Тарасова; диалог культур В. С. Библера, С. Ю. Курганова; укрупнение дидактических единиц УДЕ П. М. Эрдниева; теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, М. Б. Волович;
  • частно-предметные технологии: технология раннего интенсивного обучения грамоте Н. А. Зайцева; технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе Н. А. Зайцева; технология обучения математике на основе решения задач Р. Г. Хазанкина;
  • альтернативные технологии: вальдорфская педагогика Р. Штейнера; технология свободного труда С. Френе; технология вероятностного образования А. М. Лобок; технология мастерских;
  • природосообразные технологии: природосообразное воспитание грамотности А. М. Кушнир; технология саморазвития М. Монтессори;
  • технологии развивающего обучения: технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова; система развивающего обучения Л. В. Занкова; система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности И. П. Волкова, Г. С. Альтшулера, И. П. Иванова; личностноориентированное развивающее обучение И. С. Якиманской, технология саморазвивающего обучения Г. К. Селевко;
  • авторские школы: школа адаптирующей педагогики Е. А. Ямбурга; модель «Русская школа» И. Ф. Гончарова, Л. Н. Погодиной; школа самоопределения А. Н. Тубельского; школа В. А. Караковского и др.

Основными признаками педагогических технологий являются следующие характеристики:

  • технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая позиция автора;
  • технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
  • технология предусматривает взаимосвязанную деятельность взрослого и ребенка с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технологических возможностей, диалогического общения;
  • элементы педагогической технологии должны гарантировать достижение планируемых результатов (государственных стандартов) всеми школьников;
  • органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

  • научным −педагогические технологии есть часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения;
  • процессуально-описательный как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
  • деятельностным − реализация образовательного процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и педагогических средств.

Таким образом, под образовательной технологией в общем виде понимается комплекс, состоящий из планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения и критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Технология обладает следующими качествами:

  • концептуальность как опора на научную концепцию, позволяющую обосновать способы достижения образовательной цели;
  • системность как взаимосвязь частей процесса, обеспечение целостности и цикличности действий;
  • управляемость как возможность проектирования и корректирования;
  • воспроизведение системы действий другими субъектами в других однотипных условиях учебных заведений или образовательной среды.
  • действенность как эффективность в достижении образовательной цели.

Выделение признаков технологий дает возможность построения методики и комплекса оценочных процедур для определения эффективности их применения в образовательной практике.

Технология содержит дидактический компонент (методы и формы) и педагогическую технику (средства и приемы), которые преломляются личностными особенностями педагога, его интуицией, манерой поведения, энергией, воодушевленностью.

Дополнительным элементом педагогической технологии является создание психологического климата. Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач педагога с детьми.

Психологический климат – качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Благоприятный психологический климат – это атмосфера раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает возможности личности.

Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния.

Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью операций, соответствующих следующим правилам:

  • установление личных контактов;
  • подбадривающее, одобрительное отношение во время работы;
  • этическое благородство, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого;
  • предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы;
  • аудиовизуальный художественный ряд, создаваемый использованием музыкальных фрагментов, слайдов. Это снимает тревожность, рождает уверенность;
  • внесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств. Это отвлекает от трудностей, увлекает и снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка.

Наряду с понятием «педагогическая технология», которое еще в 60 − 70-х годах XX века ассоциировалось главным образом с методикой применения технических средств обучения и до сих пор используется во многих зарубежных публикациях, рассматриваются понятия «воспитательная технология» и «технология воспитания».

Воспитательная технология представляет собой совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели, опирается на соответствующее научное моделирование (проектирование) и сохраняет возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его развития.

В любой педагогической системе «воспитательная технология» – понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология – воспитательные пути и средства их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.

Моделирование воспитательной технологии рассматривается в двух аспектах: как метод исследования объектов на их моделях-аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности; и как построение и изучение моделей реально существующих и конструируемых предметов и явлений, например, физических, химических, социальных и т.д. Следовательно, применение моделирования в разработке и реализации воспитательных технологий позволяет изучать их как целостное педагогическое явление, так и его отдельные элементы.

Форма моделирования зависит от используемых моделей и сферы его применения

В вопросе о применении моделирования в построении (проектировании) и исследовании эффективности воспитательной технологии можно говорить о специфическом подходе к построению социальных моделей, получившем название «педагогическое моделирование».

Необходимо учитывать, что моделирование в воспитательной технологии имеет два аспекта: моделирование содержания, которое воспитуемые должны усвоить, и моделирование воспитательного взаимодействия субъектов и объектов педагогического процесса, без которого невозможно полноценное воспитание.

Изложенные теоретические основы применения моделирования при разработке и реализации воспитательных технологий позволяют выделить в нем несколько относительно самостоятельных, но взаимодействующих и взаимозависимых элементов (компонентов): субъект-объектный, целевой, содержательный, деятельностный и результативный.

Субъект-объектный компонент признается основным в модели воспитательной технологии. Под ним понимается лицо или группа лиц, осуществляющих воспитание, а также лицо или группа лиц, в интересах которых организуется воспитательное взаимодействие.

Направленность воспитательной технологии в ее модели представляется целевым компонентом, содержание которого формируется на этапе целеполагания.

Цель педагогического взаимодействия является системообразующим элементом воспитательной технологии. От нее зависят остальные элементы: содержание, методы, приемы и средства достижения воспитательного эффекта. Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена его деятельность.

Вследствие этого в педагогической литературе цель воспитания рассматривается как мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического взаимодействия, о качествах и состоянии личности, которые предполагается сформировать. Определение целей воспитания имеет большое практическое значение.

Интересно
Педагогический процесс − это всегда целенаправленный процесс. Без ясного представления о цели нельзя достичь эффективности применяемой педагогической технологии.

Все это предопределило сущность понятия целеполагания в воспитательной технологии, под которым подразумевается процесс выявления и постановки целей и задач педагогической (воспитательной) деятельности.

В педагогической технологии цели могут быть разного масштаба и составлять некоторую иерархию. Высшая ступень − государственные цели, общественный заказ. Можно сказать, что это цели-ценности, которые отражают представление общества о человеке и гражданине страны. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и других документах.

Следующая ступень − цели-стандарты, цели отдельных образовательных систем и этапов образования, которые отражаются в образовательных программах и стандартах. Более низкая ступень − цели образования и воспитания людей определенного возраста.

На двух последних уровнях цели в воспитательной технологии принято формулировать в терминах поведения, описывая планируемые действия воспитуемых. В связи с этим различают собственно педагогические задачи и функциональные педагогические задачи. Первые из них − это задачи на изменение человека − перевод его из одного состояния воспитанности, в другое, как правило, более высокого уровня. Вторые рассматриваются, как задачи развития конкретных качеств личности.

Содержательный компонент также выступает одной из составных частей воспитательной технологии и отражает то, какие личностные качества должны быть сформированы у воспитуемых. Он обязательно соответствует целевому компоненту.

Весьма важным в модели воспитательной технологии является деятельностный компонент. В зависимости от различных педагогических ситуаций он включает определенную систему форм, методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия.

Отдельной задачей формирования воспитательной технологии выступает отбор и оптимальный выбор методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия. Именно они определяют специфику каждой из них и должны отражать существующие условия педагогической деятельности, личностные особенности педагога и его педагогический опыт.

Педагогический инструментарий воспитательных технологий представляет собой совокупность форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия субъектов и объектов воспитания. Они, как бы, представляют собой специфические (педагогические) инструменты, с помощью которых осуществляется формирование необходимых личностных свойств и качеств человека, а также диагностика уровня их сформированности на конкретный момент времени.

Следует отметить, что в терминологии педагогического инструментария в отечественной педагогике в настоящее время нет четкости. В результате одни и те же понятия (например, лекция или индивидуальная беседа) в различных учебных источниках называются как формами, так и методами воспитания. В результате практически у каждого педагога складывается свое субъективное представление о них в зависимости от конкретных целей и задач педагогического взаимодействия с воспитуемым.

В то же время большинством педагогов под формами воспитания понимается организационная сторона этого вида педагогической деятельности, раскрывающая определенные состав и группировку воспитуемых, структуру воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения. Иными словами, это внешнее выражение воспитательного процесса, имеющего различные аспекты проявления.

В результате достаточно сложно осуществить классификацию форм воспитания. Однако их можно объединить в три группы по количественному критерию: фронтальных (массовых), групповых (коллективных) и индивидуальных форм воспитания.

Методы воспитания, в отличие от форм, раскрывают технологическую сторону и представляют собой совокупность наиболее общих способов (приемов и связанных с ними средств) осуществления воспитательного взаимодействий.

Методы воспитания также рассматриваются как совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания воспитуемых, выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования. Однако, в этом случае в способе воспитательного взаимодействия отсутствует один важный элемент – средства воспитания.

Приемы воспитания рассматриваются как конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого (например, создание эмоционального настроя в ходе беседы) и обусловливаются целью их применения.

В педагогической литературе они часто трактуются как наименьшая структурная единица воспитательного взаимодействия, цикл действий, направленных на решение элементарных педагогических задач. При этом одни и те же приемы могут реализовываться в различных методах воспитания.

Интересно
Средства воспитания − это относительно независимые источники формирования и развития личностной сферы человека, обеспечивающие реализацию педагогического приема в рамках конкретного метода воспитания. К ним относят различные предметы (игрушки, мультимедийные средства), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь, продукты СМИ) и др.

Заключительным компонентом модели воспитательной технологии выступает результативный компонент. Он характеризует ту или иную воспитательную технологию по степени достижения поставленных целей воспитания.

Таким образом, с помощью моделирования удается свести сложные для практического применения элементы воспитательной технологии к простым, невидимые к ощутимым и т.д. А это, в свою очередь, позволяет углубить теоретическое понимание взаимосвязи и взаимозависимости различных компонентов воспитательной деятельности педагога. При этом в педагогической литературе особое внимание уделяется ее деятельностной и результативной составляющим, раскрывающим формы, методы, приемы и средства педагогического взаимодействия и формирующие так называемый «педагогический инструментарий» воспитательных технологий.

Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов: ориентировки (формирования представления о воспитательных целях); исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности), контроля и корректировки.

В каждой воспитательной технологии также используется алгоритм управления, который представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции ее функционирования для достижения поставленной цели. Для достижения каждой из обозначенных целей воспитания применяется строго определенный алгоритм управления воспитательной деятельностью педагогов. Это позволяет не только оценивать успешность процесса воспитания, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью.

Под технологией воспитания понимается продуманная во всех деталях модель совместной деятельности, содержащая систему научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели.

К педагогическим условиям реализации технологии воспитания многие исследователи относят:

  • индивидуальные особенности педагога – эрудиция, неординарность личности, его культура, интересы, увлечения, и т.п.;
  • отношение к воспитанникам, выражающееся в педагогическом такте оптимизме, в мажорном тоне (определяет тип технологии);
  • профессионализм педагога – глубокие знания закономерностей воспитательного процесса и детской психологии, владение методами диагностики.

В теории и практике воспитания зарекомендовали себя частно-методические и локальные (модульные) технологии воспитания. Например:

  • технология требования Н. Е. Щурковой;
  • технология воспитания общественного творчества в условиях коллективного творческого дела (КТД) И. П. Иванова;
  • технология личностноориентированной коллективной творческой деятельности С. Д. Полякова;
  • технология педагогической поддержки самоопределения личности О. С. Газмана.

Таким образом, анализ работ отечественных и зарубежных авторов (В. Я. Беспалько, Б. М. Блума, М. В. Кларина, Г. К. Селевко, В. А. Сластенина, С. Д. Полякова, О. С. Газмана, И. П. Иванова, Н. Е. Щурковой и др.) по проблемам педагогических технологий, воспитательных технологий и технологий воспитания позволяет выделить наиболее существенные признаки:

  • оптимизационность, показывающая качественный скачок образовательного процесса;
  • диагностичность и целенаправленность, предполагающие гарантированное достижение целей и эффективность педагогического процесса;
  • концептуальность;
  • системность, т.е. каждая технология обладает признаками системы, целостностью и взаимосвязанностью частей;
  • управляемость, которая предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования образовательного процесса, поэтапную диагностику, коррекцию результатов;
  • экономичность, обеспечивающая резерв учебного времени, оптимизацию труда педагога и достижение запланированных результатов в сжатые промежутки времени;
  • алгоритмичность, целостность, проектируемость, отражающие различные стороны идеи воспроизводимости технологий;
  • информационность;
  • корректируемость, которая предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;
  • визуализационность, отражающаяся в возможностях применения различных мультимедийных средств, а также конструирования различных дидактических материалов и наглядных пособий;
  • эффективность, т.е. соотношение затрат и результатов.

Педагогическая/ воспитательная технология выстраивается в порядке взаимодействия элементов технологической цепочки: Цель – Содержание – Деятельность – Результат.

Все исследователи сходятся в следующем: педагогические технологии должны иметь личностно ориентированный характер, должны быть направлены на познание и творчество во всех его проявлениях, учитывать право ребенка выбирать способ решения образовательной задачи.

До сих пор нет единых подходов и оснований классификаций технологий. Однако первыми шагами на этом пути можно назвать выявление технологий обучения, в которых отсутствует субъективизм, которые накладываются на различные предметные области. Постепенно стали складываться технологии воспитания, которые значительно сложнее в связи с тем, что в них особое значение придается отношениям взаимодействия между педагогом и обучающимся.

Важное место в череде технологий занимают технологии развития творческих способностей обучающихся, технологии, позволяющие индивидуализировать образовательный процесс, привлекая социальных партнеров. Наблюдается технологизация процесса контроля и оценки результатов образования.

Интересно
В целом, педагогические технологии можно классифицировать на основании специфики деятельности: технологии обучения, технологии воспитания, технологии интеграции, технологии индивидуализации и технологии оценивания деятельности обучающихся.

Вместе с тем, когда вся новизна современных образовательных технологий сводится лишь к привлечению технологических устройств, сложно говорить о новом качественном уровне образования. Конечно же, в наше время различные тестирующие программы и компьютерные презентации – неотъемлемая часть образовательного процесса.

Следует помнить, что инновационные образовательные технологии включают определенные методы и приемы, которые направлены на максимально эффективное развитие практических навыков, знаний и умственных способностей обучающихся.

Кроме того, не вызывает сомнения тот факт, что инновационные образовательные технологии, несмотря на свой показательный успех в отдельных коллективах обучающихся или же определенных дисциплинах, все же не всегда должны и могут быть перенесены в массовое обучение. Прежде всего, потому, что они изначально точечно направлены на определенные категории учеников, к тому же часто требуют непосредственного участия и руководства своего «создателя».

Залогом успешного результата в образовательном процессе являются технологии деятельностного типа, сущность которых заключается в активизации позиции ученика различными способами деятельности

Главной задачей педагога становится мотивация учеников на проявление инициативы и самостоятельности в открытии новых знаний, поиске способов применения этих знаний при решении различных проблемных задач. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. В этом заключается и особенность Федеральных Государственных Образовательных Стандартов общего образования – их деятельностный характер.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.

Формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности, другими словами осуществляется переход к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

В условиях реализации требований ФГОС общего образования наиболее актуальными становятся следующие технологии:

  • информационно-коммуникационная технология;
  • технология развития критического мышления;
  • проектная технология;
  • технология развивающего обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология проблемного обучения;
  • игровые технологии;
  • модульная технология;
  • технология мастерских;
  • кейс-технология;
  • технология интегрированного обучения;
  • технология сотрудничества;
  • технологии уровневой дифференциации и др.

Таким образом, рассмотренные теоретические положения позволяют представить педагогические технологии как целостное педагогическое явление, направленное на достижение главных целей современного образования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)