Наглядность, доступность, научность, систематичность и последовательность
Обучение должно непосредственно основываться или опосредованно опираться на ощущения учащихся при восприятии ими реально существующего мира. В учебном процессе эта связь осуществляется путем реализации принципа наглядности (использование средств наглядности на всех этапах учебного познания).
Однако обучение не может сводиться к ощущениям, а должно обеспечивать оптимальные взаимосвязи и единство чувственного и рационального, конкретного и абстрактного, эмпирического и теоретического.
В зависимости от влияния человека на окружающую природную и социальную среду, от его участия в этих процессах, наглядность бывает:
- Естественная (натуральная) наглядность — связана с закономерным влиянием окружающего мира на органы чувств.
- Экспериментальная (искусственная) наглядность — отражает целенаправленную поисковую деятельность человека по преобразованию объектов и явлений окружающего мира (лабораторные опыты, упражнения).
Наглядные пособия по степени соответствия изучаемым предметом и явлениям различаются:
- натуральные — явления природы и реальные предметы или их имитация;
- изобразительные (картины, иллюстрации, диапозитивы);
- схематические и символические (схемы, карты, графики).
С повышением уровня теоретического обучения в школе все шире применяются учебные модели различной глубины проникновения в сущность изучаемых предметов и явлений (от натуральных до теоретических моделей).
Доступность
Принцип доступности обучения предполагает, что содержание и методы обучения выбираются с учетом возрастных особенностей детей и возможностей их общего развития, т. е. чтобы сложность и трудность содержания образования возрастали постепенно, в соответствии с познавательными возможностями учащихся.
Систематичность и последовательность
Принцип требует усвоения знаний в системе, которая отображала бы в целостном виде изучаемые предметы и явления со всеми их связями и зависимостями.
Научность
Принцип научности требует включения в содержание обучения научно достоверных знаний, которые соответствуют современному уровню развития науки и возрастным особенностям детей.
Учитывая то, что в стабильных учебниках зафиксировано состояние данной науки ко времени подготовки их к изданию, учитель должен следить за развитием научной мысли. Знакомство учащихся с новыми научными идеями будет способствовать тесной связи обучения с жизнью, пробуждать у них познавательный интерес, воспитывать творческий подход к изучению любой науки.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу