Музыкальное искусство в синергетическом освещении
В последнее время синергетика – теория самоорганизации – всё чаще становится основой в изучении процессов становления и развития систем, принадлежащих различным уровням материального мира: природному, социальному, культурному. И это понятно, поскольку, как отмечают авторитетные исследователи, при изучении систем разумно «действовать, опираясь на знание внутренних свойств системы, законов её развития. В такой ситуации значение законов самоорганизации, формирование упорядоченности в физических, биологических и других системах трудно переоценить».
В поле нашего зрения – музыкальное искусство. И, прежде всего, возникает вопрос: правомерно ли применение синергетического подхода к анализу музыки? Думаем, что после публикаций работ, посвящённых синергетике искусства в целом, т.е. как единой саморазвивающейся системы, такой подход не только правомерен, но и необходим. Дело в том, что искусство как целостную систему образуют отдельные его виды: живопись, литература, музыка и т.д., каждый из которых также представляет собой определённую систему и потому имеет все основания быть предметом самостоятельного изучения с позиций синергетики.
Особенно,на наш взгляд, это имеет отношение к музыке в силу её временной специфики как вида художественного творчества.
Отправным пунктом наших размышлений о музыке в синергетическом аспекте стало положение о том, что «синергетика устанавливает мостики между мёртвой и живой природой, между целеподобностью поведения природных систем и разумностью человека». Иначе говоря, как мы это понимаем, синергетика выступает в качестве научного метода, позволяющего осознать существование единой глобальной эволюции Вселенной. Учитывая сказанное, мы предлагаем рассматривать музыку, в единстве её разновидностей, как саморазвивающуюся систему в рамках общей глобальной эволюции звуковых систем: от звучания «неживой» материи к «живой» – биологической и далее – социокультурной (включая художественную).
Кроме того, множество высказываний композиторов и исполнителей, особенно XX в.: Ч. Айвза, А. Веберна, О. Мессиана, Я. Ксенакиса, Э. Ансерме и др., также свидетельствует в пользу, указанного выше, нашего понимания музыкального искусства.- Философия музыки: современный этап
- Музыкотерапия и её значение в современной культуре
- Еще раз о взаимосвязи формы и содержания музыкального произведения
- Музыка в свете психоанализа (к истории вопроса)
- О путях развития музыки в XXI веке
- Таинство музыки: об опыте решения фундаментальных проблем музыкознания в зарубежной музыкальной науке
- Основные функции музыки
- Музыкотерапия: путь к гармонии
- Вариации на тему С. Лангер
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу