Функции профессиональной педагогической деятельности
Анализ системы профессиональных компетенций педагога начнем с характеристики профессиональной деятельности педагога через ее функции. При этом под функцией профессионально-педагогической деятельности будем понимать однородную по содержанию группу устойчиво повторяющихся видов деятельности, выполнение которых характерно для профессиональных педагогов.
В контексте проблемы педагогической коммуникации важен еще один смысл функции профессионально-педагогической деятельности – это взаимозависимость между профессиональной деятельностью учителя и современными социокультурными факторами, обусловливающая ценностно-целевое предназначение деятельности учителя. Социальное предназначение, миссия определяет характер деятельности и отражается в профессиональных действиях учителя. В этом смысле функция проявляется как механизм трансформации социокультурных требований в ценности профессиональной деятельности учителя.
Основные функции профессиональной педагогической деятельности учителя могут быть сгруппированы как ведущие, сопутствующие и соподчиненные. Ведущей функцией учителя является содействие образованию школьника, которое состоит в создании средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности учащегося в образовательном процессе и формирования у него мотивации к непрерывному образованию.
Функция содействия образованию школьника осуществляется:
- через выявление образовательных потребностей учеников;
- отбор учителем содержания образования по предмету;
- выбор учителем образовательных технологий;
- формирование учителем открытой образовательной среды;
- выбор разнообразных способов оценки и учета достижений учащихся.
Сопутствующие функции – это функции учителя, направленные на себя, – осуществление рефлексии и самообразования. Они определяют реализацию ведущей функции профессионально-педагогической деятельности.
Соподчиненные функции деятельности учителя:
- функция проектирования, проявляющаяся в деятельности учителя в совместном со школьником проектировании индивидуального образовательного маршрута, которое состоит в проектировании условий образовательного выбора школьника (предметное наполнение учебного плана; способ организации образовательной среды, заключающийся в концентрации ресурсов среды относительно учащегося или группы учащихся; система формализованной и аутентичной оценки, фиксирующей продвижение учащегося в образовательном процессе);
- управленческая функция, которая реализуется в двух направлениях: первое – участие учителя в определении образовательной политики на двух уровнях: на уровне школы — при проектировании образовательной программы; на уровне местного сообщества, страны — при участии в общественно-педагогических дискуссиях по актуальным проблемам современной школы и образования; второе – координация деятельности субъектов образовательного процесса (коллег и социальных партнеров учителя).
Выделенные функции профессиональной педагогической деятельности педагога неразрывно связаны с теми задачами, которые он призван решать в своей деятельности.
- Развитие коммуникативной компетенции в групповой работе
- Особенности деловой игры
- Коммуникативная компетентность педагога
- Нерефлексивное и рефлексивное слушание
- Умение слушать
- Умение задавать вопросы
- Задачи профессиональной педагогической деятельности
- Коммуникативная компетенция в структуре общих компетенций
- Структура и сущность компетентности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу