Познавательные психические процессы. Восприятие

Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных признаков.

Восприятие — непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков.

Образы восприятия построены на основе различных ощуще­ний. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам, основаниям. Только включив предмет или явление в определенную систему, охватив его соответствующим понятием, мы можем правильно интерпретировать его.

Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, категоризацией, номинацией, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Будучи связанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесения данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. Хорошо знакомые объекты воспринимаются на стереотипной основе, быстро и уверенно. (Как легко узнают буквы грамотные люди и как трудно их распознавать на первых порах обучения.) В процессе онтогенеза происходит перцептивное научение.

Люди избирательно выделяют то, что привыкли и хотят ви­деть. Привычные объекты воспринимаются одномоментно (смультанно), малознакомые—структурно развернуто, поэтапно (сукцессивно). В последнем случае сначала выдвигается гипотеза о сущности объекта, принимается решение о его категоризации, номинализации, а затем критически оцениваются его признаки.

Психическое развитие человека связано с развитием культуры восприятия: образованный, эстетически развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и звуковой гармонией окружающей среды.

Процесс восприятия — перцептивное действие. Его результативность зависит от того, какие признаки объекта будут выделены субъектом в качестве исходных опорных элементов. Важнейшая составная часть каждого вида восприятия — двигательные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук).

Нейрофизиологические основы восприятия. Физиологическим механизмом восприятия является аналитико-синтетическая деятельность анализаторов — образование комплексных условных рефлексов на сложные раздражители. В зрительном аппарате человека взаимодействуют две системы. Одна из них выделяет в объекте отдельные фрагменты, другая — составляет из установленных подобразов целостное изображение. Возможная неполнота целостного образа заполняется храня­щимися в памяти текстурами, поэтому мы видим контуры даже там, где они не прочерчены, а только возможны.

Для опознания ситуации. мозг хранит готовые обобщенные схемы — фреймы («скелеты»). Первоначально схватывая ситуацию, мы стремимся затем заполнить ячейки актуализированного фрейма. Почему мы различаем вид местности при ударе молнии, хотя продолжительность вспышки значительно меньше времени, которое необходимо для опознания ситуации? Мы видим более или менее привычные картины, опираясь на имеющийся в памяти багаж: обозреваем ситуацию, перемещая не взор, а внимание во внутреннем пространстве нейронных структур.

300 лет назад английский философ Дж. Локк в трактате «Опыт о человеческом разуме» утверждал: «Человеческий мозг от рождения — чистая доска; на ней чертит свои узоры мир, который мы воспринимаем своими органами чувств. Наш учитель — опыт. Нет ничего выше опыта и ничего, что могло бы его заменить». Но уже современник Локка немецкий философ и математик Г. Лейбниц возразил Локку: «Да, верно, все доставлено разуму органами чувств. за исключением самого разума».

Как формируются зрительные образы? Прежде всего зрительная система обнаруживает определенный зрительный сигнал — стимул. Затем этот сигнал опознается — сенсорный комплекс относится к определенному классу объектов (это стол, это стул). Опознание производится по наиболее информативным частям контура объекта. На заключительной стадии осуществляется более тонкая дифференциация: различаются индивидуальные особенности объекта — мы видим конкретного знакомого нам человека, узнаем свою вещь. В зрительной памяти формируется комплекс опознавательных признаков. Движения глаза исследуют объект восприятия, задерживаясь более продолжительно на самых информативных его точках. Причем эти информативные точки, пункты в одном и том же объекте могут быть разными в зависимости от включенности объекта в, ту или иную деятельность субъекта восприятия.

Рассматривая лицо человека, мы основное внимание обращаем на глаза, нос, рот. А рассматривая картину Репина «Не ждали», мы будем преимущественно фиксировать взором то, что помогает нам найти ответ на разные вопросы. Как писал Гете, «мир каждый видит в облике ином, и каждый прав — так много смысла в нем».

Наши глаза постоянно совершают микродвижения — высо­кочастотный тремор (100 Гц) и саккадические (крупные) скачки. При этом глаз может видеть даже очень тонкую линию — меньше диаметра одного фоторецептора (она будет переходить с одного фоторецептора на другой, а их в одном квадратном миллиметре сетчатки около 50 тысяч). На пути зрительного сигнала от сетчатки к затылочным областям коры мозга находится промежуточная база его переработки — наружные коленчатые тела (НКТ). Благодаря им отсеивается все то, что препятствует формированию зрительного образа (например, высокочастотные перепады яркости). Таким образом, в мозг передается не картинка, сфокусированная на сетчатке, а информация для его аналитико-синтетической деятельности.

В 1959 г. сотрудники Гарвардского медицинского института физиологии Д. Хьюбел и Т. Визел ввели микроэлектрод в затылочную область мозга кошки и с удивлением обнаружили, что на один нейрон мозга сходятся возбуждения от нескольких тысяч фоторецепторов глаза. Визел и Хьюбел обнаружили также, что различные поля зрительной коры ответственны за детекцию отдельных элементов зрительного стимула — прямых линий, дуг, углов, пространственной ориентации линий. Миллионы зрительных полей узкой специализации! Дискретные сигналы от сетчатки преобразуются в мозговых структурах в нейронные ансамбли, адекватные отображаемому объекту.

Классификация восприятия. В зависимости от целенаправлен­ ности восприятие делится на две формы: непроизвольное (не­ преднамеренное, не связанное с заранее поставленной целью) и произвольное, преднамеренное (целенаправленное).

По модальности рецепторов восприятие подразделяется на зрительное, слуховое и осязательное.

Различаются также сложные виды восприятия: восприятие пространства и времени.

В зависимости от сложности, развернутости перцептивной деятельности восприятие бывает симультанным (одноактным) и сукцессивным (поэтапным, последовательным).

Существует четыре уровня восприятия:

  • сенсорный — чувственный охват объекта, попадание его в поле сознания;
  • перцептивный — осмысление объекта, отнесение его к оп­ределенной категории, классу объектов;
  • оперативный — охват какой-либо функции, стороны объ­екта;
  • деятельностный — взаимодействие с объектом как целью деятельности (классификация автора).

Виды восприятия могут классифицироваться и в соответ­ствии со спецификой объекта отражения (восприятие художе­ственных произведений, речи и т. д.). Восприятие обычно вклю­чается в какую-либо деятельность, но может выступать и в ка­честве самостоятельной деятельности.

Планомерное восприятие, специально организованное для разрешения какого-либо вопроса, называется наблюдением.

Общие закономерности восприятия. Различные виды воспри­ ятия имеют специфические закономерности. Но кроме внутри­ видовых существуют и общие закономерности восприятия:

  • осмысленность и обобщенность;
  • предметность;
  • целост­ность;
  • структурность;
  • избирательная направленность;
  • апперцепция;
  • константность. 
    1. Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и явления, мы осознаем, понимаем то, что воспринимается.

Восприятие связано с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с его вербальной номинацией. (Не случайно дети, встречаясь с незнакомыми предметами, всегда спрашивают их название.) Категориальная соотнесенность воспринимаемых объектов организует весь процесс восприятия, его адекватность и направленность. Только определив категорию воспринимаемого объекта, мы распознаем его признаки.

Процесс осмысления воспринимаемого объекта имеет следующую структуру:

  • опознание объекта — выделение из потока сенсорной информации таких стимулов, которые можно объединить в самостоятельные комплексы, принятие решения об их отнесенности к определенному объекту;
  • актуализация в памяти эталонного объекта, с которым соотносится воспринимаемый объект (узнавание);
  • отнесение воспринимаемого объекта к определенной категории объектов, поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого перцептивного решения;
  • окончательный вывод по идентификации объекта восприятия.

Восприятие в значительной мере зависит от цели и задачи деятельности. В объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче. Благодаря осмысленности и обобщенности восприятия мы домысливаем и достраиваем образ объекта по отдельным его фрагментам. Осмысленность восприятия устраняет некоторые зрительные иллюзии.

Наиболее простая форма осмысливания предметов и явлений — узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет — значит воспринять его в соотношении с ранее сформированным образом.

Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории (например, это стол, это дерево и т. д.), и дифференцированным (специфическим), когда воспри­нимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необходимо выделение специфических для данного предмета признаков — его примет.

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой. При узнавании человек не выделяет все признаки предмета, а использует его характерные опознавательные при­ знаки. (Так, пароход мы узнаем издали по наличию трубы и не путаем его с лодкой.)

Узнавание затрудняется при недостаточности опознавательных признаков. Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, называется порогом восприятия.

Поле восприятия шире, чем сфера осознаваемых объектов. Существует и подпороговое восприятие — неосознаваемая сфера отражаемой действительности. Двадцать пятый кадр в ленте кинофильма не осознается, но он может повлиять на поведение человека.

Предметность восприятия. Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вы­ нося образы вовне, объективизируя их.

Предметность — отнесенность мозговой информации о предме­тах к реальным предметам. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным пред­метам действительности.

 

  1. Целостность восприятия. В предметах и явлениях действи­тельности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В восприятии отражаются ус­тойчивые связи между компонентами предмета или явления.

Отдельные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование. Целостности восприятия содействует включенность объекта в определенную ситуацию.

Целостность восприятия — отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности (даже если отдельные его части в данных условиях не наблюдаются). В некоторых случаях целостность восприятия может быть нарушена.

  1. Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением смысловых отношений между элементами воспринимаемого объекта.
  2. Избирательная направленность восприятия. Из бесчислен­ ного количества окружающих нас предметов и явлений мы вы­ деляем в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его актуализированных потребностей и интересов

Избирательность восприятия — преимущественное выделение объекта из фона. При этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой оцениваются пространственные и цветовые качества фигуры.

Объект выделяется из фона по его контуру. Чем резче, конт­растнее контур предмета, тем легче его выделение. И наоборот, если контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, объект трудно различить. (Это лежит в основе маскировки.)

Избирательность восприятия сопровождается центрацией восприятия — субъективным расширением зоны фокуса внима­ния и сжатием периферийной зоны. При равнозначности объек­тов преимущественно выделяются центральный объект и объект, больший по величине. Избирательность восприятия зависит и от того, какие эле­менты объекта признаются базовыми.

Если объект и фон равнозначны, то они могут переходить друг в друга: фон становится объектом, а объект фоном.

  1. Апперцепция (от лат. ad — к и perceptio — восприятие) — зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восприятие костра включено это его качество. В на­шем опыте костер и тепло вошли в прочную связь. Глядя на заиндевевшее окно, мы также добавляем к нашему зрительному восприятию температурные ощущения, знакомые нам из опыта. Апперцепция бывает личностной и ситуативной (ночью в лесу пень может быть принят за зверя).
  2. Константность восприятия (от лат. constantis — постоян­ный) — это независимость отражения объективных качеств предме­тов (величины, формы, характерного цвета) от измененных усло­вий их восприятия — освещенности, расстояния, угла зрения.

Изображение величины предмета на сетчатке глаза при вос­ приятии его с близкого и далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется нами как удаленность или при­ближенность предмета, а не как изменение его величины (рис. 20).

При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобра­зиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.

Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет восприниматься как белый лист, так же как кусок антра­цита будет восприниматься с присущим ему цветовым каче­ством независимо от условий освещения.

Константность восприятия не наследственное качество, она формируется в опыте, в процессе обучения. Пилоты сверхзву­ковых самолетов на первых порах интерпретируют очень быстрое приближение предмета как его увеличение в размерах, воз­никает временная аконстантность, которая устраняется по мере приобретения опыта.

Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных условиях и правильно ориентируемся среди них. Но в некоторых случаях возникает аконстантность — иллюзии (иска­ жения) зрительного восприятия. Они вызываются физическими, физиологическими и психическими причинами.

В некоторых случаях зрительные иллюзии могут быть причиной неадекватных действий. При въезде в тоннель на Триумфальной площади (бывш. пл. Маяковского) в Москве машины нередко выезжали на полосу встречного движения. Эксперты-психологи установили, что свет рекламы, расположенной тогда на здании ресторана «София», падал так, что создавалась иллюзия смещения въезда в тоннель. После снятия рекламы нарушения правил движения прекратились.

Немало автокатастроф происходит из-за того, что уклон доро­ги принимается за подъем, тень от скалы — за поворот дороги.

Зрительные иллюзии обусловлены нашими подсознательны­ ми обобщениями и физиологическими факторами. Возможны и другие причины зрительных иллюзий.

Особенности восприятия пространственных качеств объекта: объема, удаленности, местоположения предметов и их движения. Восприятие объемности и удаленности предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, которая изменяется в за­висимости от удаленности предмета. При рассматривании близких предметов увеличивается кривизна хрусталика, при рассматривании далеких предметов хрусталик становится плоским. Это изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности рассматриваемых предметов называется акко­модацией.

Но аккомодация дает информацию об отдаленности предме­тов лишь в пределах до 6 м. Если же предметы удалены на боль­шее расстояние, то информация об их удаленности поступает в мозг от взаиморасположения зрительных осей. Но определение глубины пространства ограничено порогом глубинного зрения.

Для восприятия рельефа, объемности предмета главную роль играет бинокулярное зрение. При восприятии предметов их изображение падает на несовпадающие (диспаратные) точки сетчатки; при этом не происходит полного слияния изображе­ния в сетчатках обоих глаз, и в результате этого возникает сте­реоскопический эффект.

Способность правильно оценивать пространственные отношения называется глазомером. Различают статический и дина­мический глазомер.

Статический глазомер — определение размеров неподвижных предметов, их удаленности и расстояний между ними неподвиж­ным наблюдателем.

Динамический глазомер — способность человека определить соотношение движущихся предметов, их скорость и расстояние между ними. Динамический глазомер имеет значение при оценке показаний свидетелей, потерпевших и обвиняемых о направ­лении и скорости движения объектов в момент происшествия.

Способность видеть самые мелкие предметы называется ос­тротой зрения или разрешающей способностью глаза. Острота зрения определяется минимальным промежутком между двумя точками, которые с данной дистанции еще различаются глазом как раздельные. Люди с нормальным зрением различают на расстоянии 100 м объекты величиной в 3 см. В этом случае уг­ловой размер различаемых объектов равен одной угловой минуте. Это и является единицей остроты зрения.

Восприятие времени — отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Физиологическим механизмом восприятия времени являет­ся определенное состояние нервных клеток. При длительном действии раздражителей усиливается возбуждение нервных кле­ток (за счет суммирования последовательных воздействий). Вос­ приятие времени, как и любое психическое отражение, являет­ся субъективным образом объективной реальности. Длитель­ность небольших промежутков времени обычно несколько преувеличивается, а большие интервалы времени несколько уменьшаются. Быстрый темп также ведет к преувеличению ин­тервала времени, а медленный — к преуменьшению. Период времени, связанный с интересными, значительными события­ ми, кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот, более длительным). При положительных эмоциях время недо­оценивается, а при отрицательных — переоценивается. Пре­уменьшение времени всегда является результатом доминирова­ния возбуждения над торможением. Преувеличение времени связано с преобладанием торможения, которое возникает от однообразных, малозначимых раздражителей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)