Познавательные психические процессы.Воображение

Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците исходной информации, формировать высоковероят­ностные предположения в проблемных ситуациях.

Воображение — способность человека реконструировать дей­ствительность, генерировать аутообразы — создавать образы от себя. Оно обеспечивает формирование образных представлений по описаниям, творческое конструирование и фантазирование. Все это свидетельствует об интегративной сущности процесса воображения: в нем объединяются чувственная, рациональная и мнемическая сферы психики человека.

Образы, возникающие в процессе воображения, активизиру­ют эмоциональную сферу человека, мобилизуют его энергию на достижение будущих результатов. Посредством воображения будущее детерминирует поведение человека.

Каждый акт мышления включает в себя- воображение. Только благодаря ему становятся возможными специфически человеческая операция мышления — абстракция, такие методы познания, как экстраполяция и интерполяция, мысленный экс­перимент. Глубокое проникновение в действительность требу­ет свободного отношения сознания к элементам действитель­ности.

Воображение обеспечивает целостность и константность вос­приятия. Оно ориентирует человека в бескрайних пространствах будущего и позволяет реконструировать картины далекого про­шлого.

Способность человека предвидеть и глубоко переживать во­ображаемые этические ситуации — основа его нравственного поведения.

Окружающая среда является для человека многослойным проблемным миром, осознание которого невозможно без доста­точно развитого воображения.
Нейрофизиологические основы воображения. Нейрофизиоло­гическая основа воображения — образование временных нерв­ных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их дис­социация (распадение на отдельные элементы) и объединение.

Формирование образов в процессе воображения зависит от типологических особенностей высшей нервной деятельности индивида. Так, подвижность нервных процессов, повышенная чувствительность нервной системы содействуют более быстро­му возникновению новых образов. Оптимальный очаг возбуж­дения, доминанта, функционирование детекторов новизны, ус­тойчивость ориентировочно-исследовательского рефлекса — все это образует нейрофизиологическую основу творческой дея­тельности.

Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорко­вых образований головного мозга. Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Так, образно представляя те или иные физические действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания.
Виды воображения. Воображение подразделяется на непро­извольное и произвольное, реконструктивное (воссоздающее) и творческое.
Наиболее простой вид воображения — непроизвольное, воз­никающее помимо воли человека, непреднамеренно. Непроиз­вольное воображение связано с восприятием того или иного объекта, мысленное достраивание его. Так, глядя на облако, человек непроизвольно может вообразить различные фигуры.

Преднамеренное, целенаправленное использование челове­ком соответствующих элементов опыта и реконструкция их в новых образах — произвольное воображение. В результате про­извольного воображения создаются литературные образы, но­вые модели различных предметов и т. д.

Воссоздающее воображение формирует новые образы-пред­ставления. Так, читая описание морского дна, мы на основе воссоздающего воображения представляем картину морского дна; рассматривая схему места происшествия, следователь пред­ставляет реальную картину местности.

Воссоздающее воображение дает возможность познать то, что непосредственно не воспринимается в данный момент. На основе воссоздающего воображения формируется ожида­ние наступающих событий и соответствующее отношение к ним.

Творческое воображение создает совершенно новые ориги­нальные образы. Этот вид воображения лежит в основе художе­ственной, литературной, музыкальной, конструкторской и на­учной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные объекты и идеальные образы.
Существенный критерий творческого воображения — соци­альная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, уси­ление наиболее существенных сторон действительности.

Акцентирование может проявляться в сдвиге элементов ото­бражаемого явления, изменении их соотношений. (Шарж, кари­катура — типичный пример своеобразной расстановки акцентов.) Акцентирование в сторону усиления какой -либо особенности явления называется гиперболой, а в сторону уменьшения — ли­тотой.

Литоты могут быть образные (мальчик с пальчик) и речевые («не настаиваю» вместо «возражаю»). Преуменьшение внешних размеров объекта иногда используется для контрастного подчер­кивания его внутренних содержательных достоинств (конек-гор­бунок внешне мал и уродлив, но имеет другие достоинства).

На познание и преобразование действительности направле­на и фантазия — конструирование вымышленных, часто дале­ких от реальности образов (создание легенд, мифов, сказок, фантастических картин иных миров). Образы фантазии призва­ны осуществить новый синтез элементов ранее приобретенного опыта, найти образное объяснение непонятным явлениям, вос­полнить информационный дефицит.

Образы фантазии могут быть простыми и сложными. Про­стейшая форма синтезирования новых образов — агглютина­ция — механическое нереальное объединение частей или свойств различных несовместимых предметов (образы русалок, кентавров и т. п.). Соединяя несоединимое в образах фантазии, люди нередко ставят перед собой творческие перспективные цели. (Так, соединив образ лодки и автомобиля, люди создали амфибию и т. п.)

Один из видов простого творческого воображения — вообра­жение по аналогии. (Многие орудия труда — клещи, грабли и т. п. — созданы по аналогии с рукой человека.)
Сложный вид творческого воображения — гиперболизация — преувеличение предметов, их качеств, количества их элементов (например, гиперболизация силы человека в былинных образах, дружеских шаржах и т. п.).

Наиболее высокий уровень творческого синтеза — типиза­ция — воплощение в конкретном образе существенных сторон данной группы объектов. Здесь воображение особенно тесно связывается с мышлением.
Процесс воображения, создания новых образов характеризу­ет активность психики человека. Но иногда воображение высту­пает как «заместитель» активной деятельности. Эта форма вооб­ражения называется пассивным воображением.

Так, мечта — создание образов желаемого — может быть ак­тивной и пассивной (типичный пример пассивной мечты — ма­ниловщина). Пассивное воображение — способ псевдоадапта­ции. Образы пассивного воображения — грезы, нереальные меч­ты — психическое замещение активной жизнедеятельности индивида.

Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоя­нии.

При преднамеренном пассивном воображении человек произ­вольно формирует образы ухода от действительности. Создава­емый личностью ирреальный мир — попытка заменить несбыв­шиеся надежды, восполнить тяжелые утраты, ослабить психи­ческие травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте.

Активное воображение — психическая функция, обеспечива­ющая преобразовательную деятельность человека и являющаяся признаком творческого типа личности. Творчество связано не только с внешними предметными преобразованиями, но и с динамичностью внутреннего мира данного человека, его конст­ руктивной мобилизованностью.

Творческая личность постоянно испытывает свои внутрен­ние возможности.

В зависимости от типологических особенностей творческие личности находят самовыражение в искусстве, науке или техни­ческом творчестве. Художественный тип личности осваивает мир посредством художественных образов, овладевает механиз­мами их создания, системой знаковых средств — речевых, визу­альных, звуковых.

Наука также базируется на творческом воображении (напри­мер, представление атомов, кварков, хромосомной спирали, механизмов мироздания и т. п.).
Закономерности воображения: схематизация, акцентировка, типизация, информационно-вероятностное моделирование, ан­тиципация (опережающее отражение действительности).
В следственной практике на основе воображения осуществ­ляется реконструкция произошедших событий и информацион­но-вероятностное (версионное) моделирование следственного поиска.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)