Понятие воли, волевая регуляция поведения

Воля — сознательная, социально сформированная детермина­ция поведения личности, обеспечивающая мобилизацию ее психо­физиологических ресурсов на достижение значимых и необходи­мых для нее целей. Воля — социально опосредованный меха­низм регуляции человеческого поведения: побуждение к волевым действиям совершается на основе социально сформи­рованных понятий и представлений.

Воля является социально сформированным психорегуляци­онным фактором. В основе волевой регуляции лежат объектив­ные условия деятельности, понимание человеком необходимос­ти определенного поведения. Все волевые действия — действия сознательные. В волевом акте подавляются текущие эмоции: человек осуществляет власть над собой. И мера этой власти за­ висит как от его сознания, так и от системы других его психо­регуляционных качеств.

Важнейшее проявление воли — способность индивида к во­левым усилиям, длительному волевому напряжению. Но воля не связана лишь с подавлением эмоций. Сам образ желаемого будущего результата эмоционально насыщен. Воля как созна­тельная регуляция жизнедеятельности имеет специфический энергетический источник — чувство социально ответственного поведения.

Каждый волевой акт сопровождается определенной мерой волевых усилий по преодолению внешних и внутренних пре­пятствий.

Трудности в достижении цели могут быть объективными и субъективными. Иногда степень волевого усилия не соответ­ствует объективной трудности. Так, стеснительный человек зат­рачиваетмного сил при выступлении на собрании, тогда как у другого это не связано с большим напряжением.

Способность к волевому усилию зависит в некоторой мере от силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов.

В основном эта способность зависит от сформированности у человека навыка подчинения своего поведения объективной необходимости.

Социализированная личность предвидит и эмоционально переживает оценку своего возможного поведения. Это влияет на самодетерминацию ее поведения. Недостаточная развитость предвосхищающей и оценочной деятельности индивида — один из факторов его дезадаптивного (не приспособленного к среде) поведения.

Волевая активность субъекта, приводящая к социально значимым результатам, называется деянием. Человек отвечает за свои деяния, даже за те, которые выходят за пределы его намерений. (Отсюда в юриспруденции существуют две формы ины — в форме умысла и неосторожности.)

Настойчивое и систематическое преодоление трудностей в достижении одобряемых обществом целей, завершение начатых дел о что бы то ни стало, избегание малейшего безволия, безответственности — таков путь формирования и укрепления воли.

Волевая регуляция деятельности представляет собой определенную динамику психических состояний. Так, устойчивое состо­яние инициативности может сочетаться с менее устойчивым состоянием настойчивости.

Все волевые состояния связаны с соответствующими воле­выми качествами личности. Длительный опыт пребывания в отдельных волевых состояниях приводит к формированию со­ответствующих качеств личности, которые затем сами влияют на волевые состояния.

Итак, поведение человека не определяется инстинктивными импульсами, а опосредствуется сознанием личности, ее ценно­стно-смысловой направленностью. Воля — сознательная кон­центрация психической активности личности на достижении результата, осмысленного индивидом в категориях необходимо­сти и возможности.

Воля формируется в социальной практике, трудовой деятель­ности, во взаимодействии с людьми, в условиях систематичес­кого социального контроля над социально значимым поведени­ем личности.

Формирование воли — это переход внешнего социального кон­троля к внутреннему самоконтролю личности.

Физиологические механизмы волевой регуляции не локализо­ваны в каких-либо отдельных структурах мозга. Они представляют собой сложные функциональные системы. Нейрофизио­ логической основой воли является системная работа всего моз­га, но центральное значение в этой системе имеют лобные доли коры больших полушарий. Акцепторы действия человека фун­кционируют в его понятийной сфере.

В составе мозга человека можно выделить три основных функциональных блока, совместная работа которых лежит в основе сознательной деятельности:

  • блок, регулирующий тонус мозга, его бодрствующее состо­яние (ретикулярная формация и другие подкорковые образова­ния);
  • блок получения, переработки и хранения информации;
  • блок программирования, регулирования и контроля пси­хической деятельности (лобные доли коры).

Лобные доли коры осуществляют функции синтеза внешних раздражителей, подготавливают действие, формируют его про­грамму, контролируют процесс ее реализации и оценивают ито­говый результат.

Как показывают клинические данные, поражение лобных долей мозга вызывает патологическое безволие — абулию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)