Понятие, субъекты и регулирование внешнеэкономической деятельности

Под внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) следует понимать экономические связи между организациями разных стран, основанные на взаимовыгодных интересах, предусмотренных контрактами (договорами), по осуществлению товарных, финансовых, инвестиционных, информационных и других потоков через границу с использованием в расчетах иностранной валюты по международным правилам.

Элементами внешнеэкономической деятельности могут быть прямые и портфельные инвестиции, услуги, экспортно-импортные сделки, товарные потоки, движение капитала, информационные технологии и т. д.

Внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Цель торговой политики Российской Федерации — создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Торговая политика РФ строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров РФ. Субъектами внешнеэкономической деятельности (ВЭД) являются государственные органы, осуществляющие ее регулирование, а также субъекты, которые ведут такую деятельность.

Субъекты, осуществляющие ВЭД:

  • российские участники ВЭД (российские лица) — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, имеющие постоянное местонахождение на ее территории, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ, обладающие правом осуществления ВЭД в соответствии с законодательством РФ;
  • иностранные лица участники ВЭД — юридические лица и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица, гражданская правоспособность и гражданская дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором данные лица имеют постоянное место жительства.

Субъекты ВЭД могут непосредственно выходить на зарубежные рынки, оказывать услуги за рубежом, импортировать продукцию (товары), а также могут вести ВЭД через посредников. Причем одно и то же предприятие может выходить на внешние рынки как самостоятельно, так и через посредников. Таким образом, субъектами ВЭД являются также предприятия, занимающиеся посреднической деятельностью.

Такие посредники могут непосредственно связывать клиентов между собой путем поиска наиболее выгодных партнеров по внешнеторговым операциям, заключать внешнеторговые контракты в соответствии с договором комиссии, действовать от своего имени и за свой счет, занимаясь экспортно-импортными операциями и другой ВЭД. И посредники, и предприятия, ведущие свою деятельность через посредников, являются субъектами ВЭД.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ осуществляют:

  • Президент РФ,
  • Правительство РФ,
  • Министерство экономического развития РФ,
  • Министерство промышленности и торговли РФ,
  • Федеральная таможенная служба РФ,
  • иные органы.

Задачи, функции, правомочия этих государственных органов в рассматриваемой области и субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность определены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ (в ред. от 01.05.2019 № 83-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:

  • защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
  • равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
  • взаимность в отношении другого государства (группы государств);
  • обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам РФ и осуществление возникающих из этих договоров прав РФ;
  • выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников ВЭД, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить эти меры;
  • гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам ВЭД и экономике РФ;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника ВЭД на осуществление внешнеторговой деятельности;
  • единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Российская практика регулирования внешнеэкономической деятельности опирается на широкую нормативно-правовую базу и осуществляется посредством системы методов (рис. 1).

Понятие, субъекты и регулирование внешнеэкономической деятельности

Методы регулирования ВЭД организаций со стороны государства включают:

  • таможенно-тарифное регулирование;
  • нетарифное регулирование;
  • запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
  • меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

В целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с международными договорами государств членов Таможенного союза и (или) законодательством РФ устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.

Нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ. Импорт и экспорт товаров в основном осуществляются без количественных ограничений.

Правительство РФ в соответствии с международными договорами РФ в исключительных случаях не более чем на шесть месяцев может устанавливать:

  • временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством РФ;
  • ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде, если необходимо:
  • сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;
  • сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара;
  • снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
  • снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
  • ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в РФ аналогичного товара является относительно незначительным.

Продовольственные и сельскохозяйственные товары в этом случае определяются Правительством РФ. Применение количественных ограничений не должно носить дискриминационный характер. В случае, когда законом допускается установление количественных ограничений экспорта и (или) импорта товара, такие ограничения применяются вне зависимости от страны происхождения товара.

При принятии решения о введении квоты Правительство РФ определяет метод ее распределения и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

  • введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
  • реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
  • предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
  • выполнение Российской Федерацией международных обязательств. Основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров является лицензия. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации.

Министерство промышленности и торговли РФ формирует и ведет федеральный банк выданных лицензий. Правила выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров установлены «Договором о Евразийском экономическом союзе» (подписан в г. Астане 29.05.2014 г., ред. от 15.03.2018 г.).

Федеральный орган исполнительной власти, который Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности, выдает участникам внешнеторговой деятельности следующие виды лицензий:

  • Разовая лицензия лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт этого товара в определенном количестве. Период действия разовой лицензии не может превышать 1 года с даты начала ее действия. Срок действия разовой лицензии может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора) или сроком действия документа, являющегося основанием для выдачи лицензии. Для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения экспорта и (или) импорта, или импортная квота в качестве специальной защитной меры, или тарифные квоты, период действия лицензии заканчивается в календарном году, на который установлена квота.
  • Генеральная лицензия лицензия, предоставляющая участнику внешнеторговой деятельности право на экспорт и (или) импорт отдельного вида лицензируемого товара в определенном лицензией количестве. Срок действия генеральной лицензии не может превышать 1 года с даты начала ее действия, а для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения экспорта и (или) импорта или тарифные квоты, заканчивается в календарном году, на который установлена квота, если иное не установлено комиссией.
  • Исключительная лицензия лицензия, предоставляющая участнику внешнеторговой деятельности исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара. Срок действия исключительной лицензии устанавливается комиссией в каждом конкретном случае.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)