Понятие личности

Человек как субъект социальных отношений, носитель соци­ально значимых качеств является личностью.

Человек не рождается с готовыми способностями, характе­ром и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа челове­ческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В природной, биологической орга­низации человека заложены возможности его психического развития.

Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

То, что на первый взгляд представляется «естественными» качествами человека (например, черты характера), в действи­тельности является закреплением в личности социальных тре­бований к ее поведению.

Качества личности обусловлены диапазоном ее практичес­ких отношений, включенностью в различные сферы жизнедея­ тельности социума.

В становлении индивида как личности существенны процес­сы личностной идентификации (формирование у индивида отож­дествленности себя с другими людьми и человеческим обще­ством в целом) и персонализации (сознание индивидом необхо­димости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе Я-концепции, личностной рефлексии — своих представлений о самой себе, своих возможностях, своей значимости.

Понять личность — значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами пове­дения она руководствуется.
Формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально положительного поведения называется специализацией.

В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация — освоение личностью социальной действительности.

Источниками социализации личности являются:

  • опыт раннего детства — формирование психических функ­ ций и элементарных форм поведения (отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудновосполнимы в более зрелом возрасте);
  • социальные институты — системы воспитания, обучения и образования;
  • взаимное влияние людей в процессе общения и деятельно­сти.

Социализация — не механизм наложения на индивида «го­товой социальной формы», а процесс активного самопостроения личности, который стимулируется определенными соци­альными условиями. Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социализация индивида связана с выработкой у него адек­ватного отношения к социальным ценностям. Мода, вкусы, потребительские ориентации изменчивы. Более стабильны мировоззренческие позиции людей, ценности общечеловеческой культуры.

У каждого поколения возникают свои проблемы включения в жизнь. Социализация не означает «подгонки» новых поколе­ний под прежние социальные ценности и традиции. Истори­ческий процесс утратил бы развитие, если бы отцам удалось из своих детей сделать свое подобие. Социализация — присвоение подрастающим поколением социально-психических механиз­мов полноценного функционирования человека в человеческом обществе.

В архаичных и тоталитарных обществах социализация сво­дится к безусловному воспроизведению младшими социальных стереотипов старших. В цивилизованном демократическом об­ществе принципами взаимодействия между поколениями явля­ются равенство и сотрудничество, возможность свободного раз­вития новых поколений в рамках фундаментальных общечело­веческих ценностей.
Дефекты социализации наиболее возможны в кризисные пе­риоды жизни индивида. Особая «хрупкость» психики присуща подростковому возрасту. Критический перелом в этом возрасте проявляется во всем: в изменении внешности, голоса, новых способах взаимодействия со средой. Проснувшиеся половые ин­стинкты создают значительное внутреннее напряжение.

Повышена возбудимость, ослаблены тормозные процессы, возросшие силы не находят в ряде случаев достойного и эмоционально насыщенного применения. Относятся же к подростку, как правило, еще как к ребенку. Отсюда — подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения.

В отдельных случаях возможно и обольщение уличной роман­тикой. Не правы те, кто утверждает, что подростки-правонарушите­ли отличаются несформированностью интересов. Напротив, их интересы уже сформированы, но это социально отрицательные интересы: раннее приобретение сексуального опыта, половые извращения, наркомания, асоциальность.

Первоначальная разновидность отклоняющегося поведе­ния — делинквентное поведение — система незначительных пра­вонарушений, провинностей, проступков. Делинквентность может быть обусловлена как педагогической запущенностью, невоспитанностью, малокультурностью, так и психическими аномалиями, ригидностью (негибкостью) поведения, склоннос­тью к аффективным реакциям.

Делинквентное поведение в значительной мере обусловлено неблагополучием семейного воспитания — гиперопекой или крайне жестким обращением, неблагоприятным влиянием мик­росреды. Первые проявления делинквентного поведения — про­гулы, драки со сверстниками, мелкое хулиганство, терроризи­рование слабых сверстников, шантаж, угон мотоциклов, вызы­вающее поведение в общественных местах.

Своевременно не пресеченные, эти формы предпреступного поведения закрепляются в соответствующих поведенческих сте­реотипах; формируется асоциальный стиль поведения, который при определенных условиях может перерасти в устойчивый ан­тисоциальный тип поведения. Отвержение базовых социальных Ценностей — такова первопричина социально дезадаптивного поведения.

Социальная неадаптированность личности, ее отклоняюще­еся поведение связаны с ослаблением социального контроля,безнадзорностью, попустительством асоциальному проявлению личности на ранних стадиях ее формирования. Внешние усло­вия, допускающие возможность систематического бесконтрольно­го поведения, переходят во внутреннюю неспособность личности к
самоограничению.

Социальная дезадаптация личности связана в ряде случаев не только с ценностной ориентацией, но и с несформированностью у нее способов психологической самозащиты. Трагедия человека — с юных лет почувствовать себя обреченным неудачником, способным совершать лишь негативные действия. Необратимые последствия могут повлечь равнодушие лиц, чье мнение для него имеет особенно важное значение.

Фундаментальная социальная потребность человека — по­требность в самоуважении, в личностном признании — должна находить отклик в социально-положительной среде. К отклоня­ющимся формам поведения прибегает отклоненная социумом лич­ность.

Несостоявшийся общесоциальный масштаб личностного са­моизмерения индивид заменяет доступным для него асоциальным суррогатом. И вот уже физически слабый паренек, начав­ший пить и курить, начинает чувствовать себя «настоящим пар­нем». А первые его успехи в «деле» создают ему ореол «своего парня».

Утрированные поощрения главарей льстят его болезненному самолюбию. И только в этой асоциальной субкультуре индивид начинает находить смысл своего существования. У индивида укрепляется мотивация девиантного (отклоняющегося) поведе­ния. Антинормативность становится нормой — таков парадокс девиантности.

Для формирования личности особенно опасны дефекты со­циализации в раннем возрасте, воздействия асоциального «социализатора», влияние асоциальных субкультур. Наибольшее влияние на формирующуюся личность оказывает первичный социализирующий коллектив — семья, сверстники, разнообразные малые и первичные группы.

Можно выделить ряд особенностей социализированной лич­ности.

В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (цельность личности).
Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.). Нормой для личности является пребывание в состоянии непрерывного развития, самоусовершенствования и самореали­зации, постоянное открытие для себя новых горизонтов, позна­ние «радости завтрашнего дня», поиск возможностей актуализа­ции своих способностей в трудных условиях, толерантность, способность к адекватным действиям в ситуации противодей­ствия.

В построении жизненных планов стабильная личность исхо­дит из реальных возможностей, избегает завышенных притяза­ний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна, т. е. способна к коррекции поведения.

На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью, без психических надломов. Источ­ником своих удач и неудач считает себя, а не внешние обстоя­тельства. В сложных условиях жизни способна взять ответствен­ность на себя и пойти на оправданный риск.

Наряду с эмоциональной устойчивостью она постоянно со­храняет эмоциональную реактивность, высокую чувствитель­ность к прекрасному и возвышенному, отвергая низменность и безнравственность. Обладая развитым чувством самоуважения, личность саморефлексивна — подвергает себя самоконтролю на основе своей Я-концепции.

Личность живет и действует на основе той конструкции, которую она сформировала в своей голове под влиянием конк­ретных жизненных условий.

Все регуляционные компоненты человеческой деятельности — познавательные, волевые и эмоциональные процессы — функцио­нируют в неразрывном единстве и составляют психическую дея­тельность человека, особенности которой выступают как психи­ческие свойства личности.
Выделяя структурные компоненты личности, необходимо рассматривать их как комплексы психорегуляционных возмож­ностей индивида. Личность — целостное психическое образова­ние, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные возможности индивида (тип его высшей нервной деятельности) закономерно определяют его темперамент — общие психодинамические особенности.

Эти особенности служат общим психическим фоном для проявления других психических возможностей индивида — по­знавательных, эмоциональных, волевых. Психические возмож­ности, в свою очередь, связаны с направленностью личности, ее характером — общеадаптивными способами поведения.

Когда мы даем общую классификацию психических явлений (психические процессы, психические состояния, психические свойства личности), мы абстрагируем, искусственно дифферен­цируем, разъединяем эти явления. Когда же мы говорим о структуре психических свойств личности, мы интегрируем пси­хические явления, личностно объединяем их.

Свойства личности составляют динамическую систему ее функциональных возможностей. Психические свойства много­системны: они по-разному проявляются в различных системах взаимосвязей. Можно выделить свойства личности как субъекта познания, трудовой деятельности, общения.

Отдельные психические свойства индивида, вступая в сис­темное взаимодействие между собой, образуют качества лично­сти. Эти психические качества личности традиционно подраз­деляются на четыре группы:

  • темперамент,
  • направленность,
  • способность,
  •  характер.

Система этих психических качеств и образует структуру лич­ности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)