Ответственность органов местного самоуправления

Каждая отрасль права должна обеспечивать реализацию своих норм собственными средствами, включая и меры ответственности. Наличие мер ответственности – это такой же признак отрасли, как «собственные» общественные отношения, «свои» нормы, данные отношения регулирующие.
Справедливо отмечает Е.С. Шугрина, что специфика оснований, процедуры, круг заинтересованных субъектов, источников регулирования и иных условий применения, принудительных мер воздействия к органам и должностным лицам местного самоуправления позволяет настаивать на обособлении и самобытном статусе муниципально-правовой ответственности.
Ответственность перед населением – это особый специфический и присущий отрасли муниципального права вид ответственности.
Перед населением ответственность несут следующие субъекты:

  • органы местного самоуправления;
  • депутаты;
  • члены выборных органов местного самоуправления;
  • выборные должностные лица местного самоуправления.

Основания такой ответственности определяются уставами муниципальных образований.
Согласно ФЗ № 131 население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.
Отзыв – это досрочное прекращение полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в связи с утратой доверия населения.
Важнейшие основы для понимания сущности и назначения такого вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления содержится в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (например, в постановлении от 07.06. 2000 № 10-п «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»)., которая заключается в следующем:

  1.  Отзыв не должен использоваться для дестабилизации выборных институтов власти и, в конечном счете, самой демократии. Следовательно, федеральный законодатель обязан предусмотреть общие принципы механизма отзыва, с тем, чтобы не был искажен сам смысл выборов.
  2. Процедура отзыва должна быть усложненной по отношению к процедуре выборов. Голосование по отзыву должно назначаться лишь при условии, что собраны подписи весьма значительного числа избирателей по отношению к голосовавшим на выборах соответствующего должностного лица. Отзыв может иметь место лишь по решению большинства всех зарегистрированных избирателей, а не большинства принявших участие в голосовании.
  3. Основанием для инициирования процедуры отзыва должно быть конкретное правонарушение, факт совершения которого этим лицом установлен в надлежащем юрисдикционном порядке.
  4. Процедура отзыва должна обеспечивать лицу возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для отзыва, а избирателям – проводить агитацию как за, так и против отзыва, а также гарантировать всеобщее, равное, прямое участие избирателей в тайном голосовании по отзыву.

Конституционный Суд Российской Федерации применил в отношении института отзыва конструкцию сложного юридического состава. На первом этапе должен быть официально установлен некий факт, являющийся основанием для начала процедуры отзыва. И лишь после этого избиратели могут, при условии сбора необходимого числа подписей, высказаться по вопросу об отзыве выборного лица. Такое решение исчерпывающим образом характеризует правовую природу института отзыва, сочетающего в себе элементы конституционно-правовой и политической ответственности.
Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.
Так, в Уставе города Оренбурга к противоправным решениям, действиям (бездействию) относится:
а) невыполнение своих обязанностей;
б) нарушение действующего законодательства;
в) совершение действий, порочащих звание депутата.
Депутат городского Совета считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в избирательном округе.
Итоги голосования по отзыву депутата городского Совета и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Полномочия депутата Совета прекращаются со дня опубликования решения избирательной комиссии муниципального образования «город Оренбург» об установлении итогов и результатов голосования, если комиссией установлено, что необходимым количеством голосов депутат Совета отозван.
В Уставе города Иркутска закрепляется, что отзыв депутата городской Думы, мэра города – это досрочное прекращение полномочий указанных выборных лиц по решению избирателей на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Согласно Уставу города Иркутска основаниями отзыва, депутата, мэра города может быть только виновное неоднократное нарушение депутатами, мэром федерального и областного законодательства, настоящего Устава и иных городских муниципальных нормативных правовых актов при осуществлении ими полномочий, выразившееся в издании конкретных противоправных решений, в совершении конкретных противоправных действий (в бездействии), факт противоправности которых подтвержден в судебном порядке.
Подробным образом основания и процедура отзыва органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления представлены в ст. 15 Устава города Екатеринбурга. Так, основаниями для отзыва Главы Екатеринбурга – Председателя Екатеринбургской городской Думы являются:

  • конкретные противоправные решения в случае их подтверждения в судебном порядке;
  • неоднократные (два и более раза в течение года) административные правонарушения, за которые законом предусмотрено наказание в виде административного ареста, факт совершения которых этим лицом установлен в судебном порядке;
  • нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения.

Отзыв Главы Екатеринбурга – Председателя Екатеринбургской городской Думы осуществляется путем голосования на избирательных участках.
Списки избирательных участков с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых избирательных комиссий публикуются Главой Екатеринбурга – Председателем Екатеринбургской городской Думы в средствах массовой информации не позднее, чем за 25 дней до дня голосования.
Инициатива проведения голосования по отзыву Главы Екатеринбурга – Председателя Екатеринбургской городской Думы принадлежит лицам, обладающим правом участия в муниципальных выборах и составляющим не менее пяти процентов от числа зарегистрированных избирателей муниципального образования.
Каждый избиратель или группа избирателей, имеющих право на участие в голосовании по отзыву, могут образовать инициативную группу по отзыву в количестве не менее 100 человек.
Решение об образовании инициативной группы, количестве ее членов и персональном составе принимается участниками собрания группы граждан в порядке, предусмотренном решением этого собрания.
Уведомление о проведении собрания не позднее 5 дней до его проведения направляется в городскую Думу и лицу, в отношении которого может быть возбуждена инициатива голосования по отзыву.
Перед собранием проводится письменная регистрация его участников с указанием их фамилий, имен, отчеств, дат рождения, адресов места жительства, серий и номеров паспортов или документов, заменяющих паспорт гражданина. Регистрация подтверждается личной подписью участника собрания.
Количество участников собрания должно быть не менее 200 человек. О принятом решении составляется протокол. В протоколе собрания указываются дата и место его проведения, число участников, существо рассматриваемого вопроса, результаты голосования и принятые решения, список инициативной группы с указанием фамилий, имен, отчеств, дат рождения, адресов места жительства, серий и номеров паспортов или иных документов, удостоверяющих личность каждого из ее членов. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания. К протоколу прилагается список участников собрания. Инициативная группа самостоятельно избирает своего председателя.
Документы для регистрации инициативной группы представляются не позднее семи дней со дня проведения собрания.
Регистрация инициативной группы по отзыву Главы Екатеринбурга – Председателя Екатеринбургской городской Думы производится городской Думой не позднее 15 дней со дня получения городской Думой протокола собрания и приложенных к нему документов.
В регистрации инициативной группы может быть отказано только в случае нарушения установленных настоящим Уставом порядка проведения собрания и сроков предоставления документов для регистрации инициативной группы.
Городская Дума в случае регистрации инициативной группы выдает ее председателю свидетельство о регистрации, а также разрешение на открытие специального временного счета фонда поддержки инициативной группы. Городская Дума в трехдневный срок извещает об этом Избирательную комиссию муниципального образования «город Екатеринбург».
Форма свидетельства о регистрации инициативной группы, разрешения на открытие специального временного счета фонда поддержки инициативной группы утверждается городской Думой. Свидетельство о регистрации инициативной группы действительно в течение одного месяца со дня его выдачи.
По заявлению инициативной группы Глава Екатеринбурга – Председатель Екатеринбургской городской Думы предоставляет сведения о зарегистрированных избирателях в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации.
Получение свидетельства о регистрации инициативной группы является основанием для начала сбора подписей в поддержку предложения о проведении голосования по отзыву Главы Екатеринбурга – Председателя Екатеринбургской городской Думы. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.
Подписи собираются путем заполнения подписных листов, содержащих предложение о проведении голосования по отзыву.
Гражданин, поддерживающий инициативу проведения голосования по отзыву, собственноручно проставляет в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, указывая при этом свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
В подписном листе в поддержку предложения о проведении голосования по отзыву указываются:

  • наименование муниципального образования, где проводится сбор подписей;
  • дата регистрации и номер свидетельства о регистрации инициативной группы;
  • предложение об отзыве Главы Екатеринбурга – Председателя Екатеринбургской городской Думы с указанием его фамилии, имени, отчества;
  • фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства гражданина, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт.

Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи граждан, и одного из членов инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина каждого из этих лиц.
После окончания сбора подписей, но не позднее срока действия свидетельства о регистрации инициативной группы инициативная группа подсчитывает общее число подписей и составляет итоговый протокол. Предельное количество представляемых подписей не должно превышать установленное пунктом 4 настоящей статьи количество подписей более чем на пять процентов.
Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, и подлинный экземпляр итогового протокола передаются представителями инициативной группы в Избирательную комиссию муниципального образования «город Екатеринбург». Подписные листы, оформленные с нарушением требований настоящего Устава, не принимаются.
Избирательная комиссия муниципального образования «город Екатеринбург» организует в течение десяти дней проведение проверки соблюдения требований настоящего Устава при сборе подписей в поддержку голосования по отзыву. При проверке подписных листов вправе присутствовать представители инициативной группы.
Итоги проведенной проверки оформляются заключением Избирательной комиссии муниципального образования «город Екатеринбург», которое в двухнедельный срок со дня принятия решения о его утверждении этой комиссией рассматривается городской Думой.
В случае отрицательного заключения городская Дума принимает решение об отказе в проведении голосования по отзыву Главы Екатеринбурга – Председателя Екатеринбургской городской Думы. Данное решение подлежит обязательному опубликованию (обнародованию).
В случае принятия городской Думой решения о проведении голосования по отзыву Главы Екатеринбурга – Председателя Екатеринбургской городской Думы не позднее 15 дней со дня опубликования (обнародования) такого решения глава Администрации города Екатеринбурга обращается в городскую Думу с предложением о выделении средств из бюджета муниципального образования для организации и проведения голосования по отзыву.
Формирование участковых комиссий для проведения голосования по отзыву осуществляется в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним областным законом.
О времени и месте голосования по отзыву Избирательная комиссия муниципального образования «город Екатеринбург» извещает избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня голосования.
Глава Екатеринбурга – Председатель Екатеринбургской городской Думы, в отношении которого возбуждена процедура отзыва, вправе принимать участие в агитации при проведении отзыва на тех же условиях, что и иные граждане, давать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва, в том числе во время проведения собрания по образованию инициативной группы.
Агитация при проведении отзыва Главы Екатеринбурга – Председателя Екатеринбургской городской Думы осуществляется:

  • на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
  • посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);
  • посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
  • иными не запрещенными законом методами.

Агитационный период начинается со дня официального опубликования (обнародования) решения городской Думы о проведении голосования по отзыву Главы Екатеринбурга – Председателя Екатеринбургской городской Думы и заканчивается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. В день голосования и предшествующий ему день агитация запрещается.
Голосование, подсчет голосов, определение итогов голосования производится в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним законом Свердловской области.
Избирательная комиссия муниципального образования «город Екатеринбург» принимает решение об итогах голосования по отзыву не позднее 3 дней со дня голосования по отзыву.
Глава Екатеринбурга – Председатель Екатеринбургской городской Думы считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины всех зарегистрированных в муниципальном образовании избирателей.
Итоги голосования по отзыву Главы Екатеринбурга – Председателя Екатеринбургской городской Думы и принятое решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в течение 5 дней со дня его принятия.
Избирательная комиссия муниципального образования «город Екатеринбург» в течение 5 дней со дня принятия решения об итогах голосования по отзыву направляет его Главе Екатеринбурга – Председателю Екатеринбургской городской Думы, в городскую Думу, а также уведомляет о нем лицо, в отношении которого проводилось голосование по отзыву.
Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).
В случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством.
Данный вид ответственности наступает на основании решения соответствующего суда в случае:

  • нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования,
  • ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством
В случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.
Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске.
Закон субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.
Депутаты распущенного представительного органа муниципального образования, на основании того, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, вправе в течение 10 дней со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования обратиться в суд с заявлением для установления факта отсутствия их вины за непроведение представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд. Суд должен рассмотреть заявление и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня его подачи.
Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случае:

  • издания указанным должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
  • совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.
Глава муниципального образования или глава местной администрации, в отношении которых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) был издан правовой акт об отрешении от должности, вправе обжаловать данный правовой акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования.
Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами отличается от других видов ответственности тем, что противоправное действие (бездействие) органов и должностных лиц органов местного самоуправления направленно непосредственно на частных лиц либо на частные интересы публичных лиц, а не на субъекты публичной власти. Меры ответственности перед юридическими и физическими лицами применяются к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, нарушившим их права, исходя не их собственных властных полномочий, так как у физических и юридических лиц они отсутствуют, а через судебные и иные уполномоченные государственные и муниципальные органы власти.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)