Аудиторская проверка соблюдения предприятием-экспортером налогового законодательства

Целями аудита соблюдения предприятием-экспортером налогового законодательства являются следующие положения:

  • подтверждение соответствия положений учетной политики для целей налогообложения действующему законодательству;
  • проверка наличия в учетной политике для целей налогообложения всех способов и методов ведения налогового учета, подлежащих отражению в учетной политике;
  • определение достоверности сумм НДС, начисленных с оборотов по реализации товара на экспорт;
  • подтверждение правильности применения налоговых вычетов по НДС;
  • оценка эффективности применяемого предприятием-экспортером порядка определения сумм входной НДС между видами деятельности;
  • подтверждение правильности, своевременности и полноты отражения данных налогового учета в налоговой декларации по НДС.

Перед тем как приступить к проверке соблюдения налогового законодательства предприятием-экспортером по существу, аудитору необходимо проанализировать положения учетной политики для целей налогообложения. При проведении экспертизы учетной политики для целей налогообложения аудитор должен проверить ее положения на предмет наличия методов (способов) ведения налогового учета по НДС.

К ним относятся:

  • порядок ведения раздельного учета реализации товаров, облагаемых различными ставками НДС;
  • порядок ведения раздельного учета затрат на производство товаров, реализуемых на экспорт, и прочих товаров;
  • порядок определения суммы НДС, относящейся к производству экспортной продукции, уплаченной по товарам, частично используемым при производстве экспортной и иной продукции;
  • формы специальных налоговых регистров, в которых осуществляется расчет НДС, подлежащего предъявлению к вычету по операциям, связанным с экспортом товаров, по которым подтверждена обоснованность применения ставки НДС в размере 0%;
  • порядок определения суммы, подлежащей предъявлению к вычету по товарам, использованным при производстве экспортированных товаров.

Если в учетной политике организации для целей налогообложения не закреплена методика ведения раздельного учета входного НДС между экспортными и внутренними операциями, то возможны существенные искажения в бухгалтерском и налоговом учете. Кроме того, налоговые органы могут отказать в вычете налога (НДС).

Методика аудита налоговых обязательств предприятий-экспортеров заключается в проведении проверки по следующей схеме:

  • проверка необходимости совершения предприятием-экспортером операций, приводящих к возникновению налоговых обязательств;
  • проверка правильности определения налоговой базы, суммы НДС, подлежащей предъявлению к вычету. Проверяются как арифметическая правильность определения сумм показателей налоговой базы или суммы налоговых вычетов, так и соответствие данных первичных документов и регистров бухгалтерского учета налоговым расчетам;
  • проверка правильности составления налоговой декларации. Проверяются порядок заполнения соответствующих строк налоговой декларации, правильность перенесения данных в соответствующие строки декларации из регистров бухгалтерского и налогового учетов, своевременность и полнота заполнения строк декларации;
  • проверка данных налоговой декларации на соответствие данным бухгалтерского учета.

Проверке подлежит своевременность, точность и полнота отражения сведений, содержащихся в налоговой декларации. При аудите исчисления и уплаты НДС предприятиями-экспортерами необходимо знать нормативную базу этого налога. В настоящее время порядок исчисления и уплаты НДС регулируется главой 21 НК РФ (с изменениями и дополнениями). Согласно пп. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ (в ред. от 21.05.2020 №150ФЗ) при вывозе товаров с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта НДС не уплачивается.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, обороты о реализации товаров вывезенных в таможенной процедуре экспорта облагаются по ставке 0%. Аудитор проверяет обоснованность применения организацией экспортером нулевой ставки НДС. Согласно п. 9 ст. 165 НК РФ документы (их копии), подтверждающие НДС по ставке 0%, организация представляет в срок не позднее 180 календарных дней с момента помещения товаров под таможенный режим экспорта.

Если по истечении 180 календарных дней (считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных режимах экспорта) организация-экспортер не представила документы, то операции по продаже продукции (товаров, работ, услуг) подпадают под общий режим налогообложения. Соответственно аудитор при проверке не исходит уже из ставки НДС в 0%, а применяет к выручке от продажи ставку 10% или 20% (п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ) в зависимости от совершенных экспортных операций.

Таким образом, при аудите начисления НДС необходимо проверить:

  • правильность начисления НДС по ставке 0% при реализации товаров на экспорт и точность отражения оборотов по реализации товаров на экспорт в налоговой декларации;
  • правильность начисления экспортером НДС по ставкам 10 и 20% при реализации товаров на экспорт, факт которой не подтвержден соответствующими документами, и отражение в налоговой декларации оборотов по реализации указанных товаров.

При проверке применения налоговых вычетов необходимо проверить следующие положения:

  • правильность применения налоговых вычетов при списании сумм полученных авансов на закрытие задолженности за реализованные на экспорт товары и правильности отражения указанных вычетов в налоговой декларации;
  • правильность применения налоговых вычетов при реализации товаров на экспорт, облагаемых по ставке 0%, а также правильности отражения в налоговой декларации указанных вычетов;
  • соблюдение правил налогового учета и составления специальных налоговых расчетов в целях определения сумм НДС, подлежащих предъявлению к вычету по операциям, связанным с производством и реализацией товаров на экспорт.

Далее проверяется обоснованность применения налоговых вычетов по НДС предприятиями-экспортерами. В соответствии с п. 3 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных пп.1-8 ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ, производятся на момент определения налоговой базы.

Вычеты сумм налога, указанных в пп. 10 ст 171 НК РФ, производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по налоговой ставке 0 % в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ, при наличии на этот момент документов, предусмотренных ст 165 НК РФ.

Вычеты сумм налога в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт производятся на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 НК РФ наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав).

Следовательно, основной проблемой проверяемого предприятия в области налогового учета НДС является достоверное определение сумм входного НДС, относящегося к экспортируемой продукции. Аудитору необходимо определить сумму НДС, относящуюся к прямым затратам на производство экспортируемой продукции; косвенные затратам, приходящимся на экспортируемую продукцию; расходам на продажу экспортируемой продукции.

При подготовке и принятии решения о виде аудиторского заключения аудитор анализирует результаты проведения аудита, оценивает их через аудиторские выборки, определяет уровень существенности нарушений, так как именно он является критерием определения вида аудиторского заключения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)